Нехватка кадров и низкие зарплаты: с какими проблемами сталкиваются АТП края
О проблемах рассуждает – член краевого комитета профсоюза и член Исполкома ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктор Медведев

"Солидарность. Красноярский выпуск"

Виктор Медведев долгие годы возглавлял краевую организацию профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, отстаивал права трудящихся, вставал на защиту предприятий. Сейчас Виктор Медведев – член краевого комитета профсоюза и член Исполкома ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Он продолжает оставаться в курсе всех актуальных вопросов в сфере пассажирских перевозок. На страницах газеты “Солидарность. Красноярский выпуск” Виктор Медведев рассуждает о проблемах пассажирского транспорта. Речь пойдет о работе АТП Красноярского края и о том, что нужно сделать, чтобы на предприятиях не было нехватки кадров и объемы перевозок не сокращались.

Важно обновлять парк автотранспортных предприятий

Виктор Георгиевич Медведев

На протяжении многих лет (это сугубо мое личное мнение) лидеры территориальных профсоюзных организаций, совместно с ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства считают, что практически самое главное – это заключение Федерального Отраслевого Соглашения (ФОС), в котором основным является раздел “Оплата труда” и соответствующая индексация минимальной тарифной ставки или заработной платы.

Вот и сегодня отраслевой профсоюз не может найти поддержку от Российского автотранспортного союза (РАС) и на подписании находится ФОС на 2023-2025 годы. РАС сопротивляется не потому, что не хочет сотрудничать с профсоюзом. Причина кроется в том, что пассажирские автопредприятия в России в основном не имеют экономической возможности на 100 % выполнять взятые на себя обязательства по выплате заработной платы работникам на том уровне, который выдвигает профсоюз. Но причина низкой заработной платы кондукторов и водителей автобуса кроется не в поведении работодателя.

Думаю, что правильно эту причину раскрыл для себя мэр города Москвы Сергей Собянин. Принятая целевая программа по обновлению парка подвижного состава (Государственная программа Московской области “Развитие и функционирование дорожно–транспортного комплекса на 2017-2021 годы”) реализовалась в 2020 году. На пассажирское предприятие “МОСТРАНСАВТО” поступил 661 новый автобус. Таким образом средний возраст подвижного состава сократился в 2,5 раза – с 6,7 лет до 2,7 лет. Ошибкой администрации города Красноярска стало то, что около сотни старых изношенных в 2011 году автобусов были взяты из “МОСТРАНСАВТО” и перешли на баланс МП “КПАТП № 5” и МП “КПАТП №7” в 2020 году. До сих пор около 30 автобусов стоят под окнами администрации МП “КПАТП №7”, так как нуждаются в капитальном ремонте, а средств на него нет. Многие автобусы в МП “КПАТП №5” так и не вышли на линию, а пошли на металлолом.

Возвращаюсь мыслями к той проблеме, которую необходимо было решать профсоюзу совместно с хозяйственными руководителями. Речь идет про обновление подвижного состава автобусного парка. Тогда бы отошла на второй план проблема федерального и краевого отраслевых соглашений. Что такое новый и неизношенный автобус? Это стабильные доход и работа, сокращение финансовых затрат на ремонт и содержание автопарка и многое другое.

Губернатор поддержал идею профсоюза

В декабре 2019 года я обратился к губернатору Красноярского края Александру Уссу с просьбой утвердить краевую программу по обновлению автобусного парка предприятий Красноярска и края. Прошло уже почти четыре года, но и сейчас я выражаю искреннюю благодарность губернатору за поддержку моего предложения. Глава края 18 декабря 2019 года поручил соответствующим ведомствам края и Минтрансу проработать вопрос обновления устаревшего подвижного состава АО “Краевое АТП”. В том числе было предложено разработать трехлетнюю программу на условиях лизинга за счет средств краевого бюджета. Это было началом большого дела. Хочу сказать огромное спасибо генеральному директору АО “Краевое АТП” Роману Хайсерверину, который взял на себя разработку программы и ее обоснование.

На начало 2020 года автобусный парк АО “Краевое АТП” составлял чуть больше 400 единиц, из них 279 единиц (69%) были старше 10 лет. Автобусный парк муниципальных пассажирских автопредприятий Красноярска имел 100% износ. АО “Краевое АТП” за счет собственных средств в 2018-2021 годах обновляло подвижной состав. Так, было приобретено 52 автобуса, еще 49 единиц транспорта передали предприятиям в качестве “наследия” Универсиады – 2019. Однако из-за существенного износа из автобусного парка АО “Краевое АТП” ежегодно выбывает 40 автобусов. Наиболее остро проблема обновления автобусов была в Канском филиале предприятия. Необходимо было заменить автобусы сроком эксплуатации 20 лет и более. 2020 год вообще был трудным для коллективов пассажирских предприятий. Из-за пандемии коронавируса значительно упал пассажиропоток. Средств не хватило даже на приобретение ГСМ. Федеральная власть и губернатор Красноярского края оказали большую помощь. Это восполнило потерю доходов, затрат на приобретение ГСМ, на дезинфекцию автобусов. В 2021 году за счет средств краевого бюджета купили 30 новых автобусов марки “ПАЗ” на общую сумму 100 млн рублей. Это позволило оживить работу на городских и пригородных маршрутах с низким пассажиропотоком в Канске, Канском, Иланском, Нижнеингашского и Тасеевском районах.

На совещании в апреле 2021 года под председательством первого заместителя губернатора Красноярского края – председателя правительства края Юрия Лапшина рассматривали вопрос обновления автобусного парка АО “Краевое АТП”. Предварительно, тогда было принято решение о выделении в 2022 году средств из краевого бюджета на замену 82 единиц автобусов со сроком эксплуатации более 20 лет. Без учета лизинга потребность в средствах составила 583,5 млн рублей, а с учетом лизинга на 36 месяцев – 721 млн рублей. Парк автобусов автопредприятия АО “Краевое АТП” эксплуатируемых более 10 лет составлял 197 единиц. Для замены указанного количества единиц подвижного состава на новые автобусы необходимо было 1274,3 млн рублей, а с учетом лизинга на 36 месяцев – 1564,6 млн рублей.

Уже тогда было ясно, что новые автобусы экологического класса Евро-5 имеют значительно низкий удельный коэффициент выбросов в атмосферный воздух. Учитывалось и то, что АО “Краевое АТП” ежегодно перевозит более 10 млн пассажиров, осуществляет перевозки в рамках краевой программы пассажирских перевозок автотранспортом на пригородных и междугородних маршрутах в объеме более 50%, а также перевозки в 20 муниципальных образования края. Поэтому обновление автобусного парка было значимым социальным краевым проектом.

“Лед тронулся”

В итоге “лед тронулся”. В рамках государственной программы Красноярского края “Развития транспортной системы” в апреле 2022 года Александр Усс вручил ключи от новых 112 автобусов на общую сумму 2,2 миллиарда рублей. Новый транспорт получили Канский, Иланский, Тасеевский, Красноярский, Шарыповский, Манский, Казачинский, Большемуртинский, Ирбейский, Шушенский, Каратузский, Краснотуранский и Балахтинский филиалы. В декабре 2022 года поступила еще одна партия новых автобусов. Итого – 224 автобуса, с учетом 2021 года общее количество обновленного транспорта составило 254 единицы.

Конечно, серьезные проблемы с автопарком есть и в муниципальных предприятиях Красноярска (МП КПАТП №5 и МП КПАТП №7). Износ парка составляет около 90%. Это несмотря на свежее поступление новых автобусов ЛиАЗ-5292 и НефАЗ-5299. Цена этих автобусов неприятно “кусается”, стоимость НефАЗ – 15,7 млн рублей, а ЛиАЗ – 14,38 млн рублей.

Отсутствие новых автобусов приводит к возникновению ряда проблем: нехватка более 40% водителей и кондукторов, а также низкий уровень заработной платы.

Отмечу, что мешает безубыточно работать пассажирскому транспорту созданная в крае система нормативных правовых актов, согласно которым увеличение тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Красноярске и Красноярском крае возможно не чаще одного раза в год и при условии, что доходы от перевозок не обеспечивают устойчивую работу пассажирского транспорта. Также должно быть подано не менее 50% обращений от перевозчиков, работающих на краевых маршрутах. Вот это безобразие! Бюрократический подход к решению важной проблемы. При огромном количестве перевозчиков в крае практических невозможно собрать 50% обращений. Поэтому с 2017 года в течение пяти лет не менялись действующие тарифы. При этом стоимость топлива росла. В коллективах автопредприятий не могло быть и речи о возможном накоплении средств на обновление автобусного парка.

Предусмотренная правовая норма о предоставлении 50% обращений от перевозчиков на практике трудна к соблюдению. На территории края есть незначительное количество государственных и муниципальных предприятий, имеющих кадровую и методическую базу для предоставления обращений об увеличении тарифа. Значительная доля перевозчиков – индивидуальные предприниматели, у них в штате нет сотрудников, которые могли бы сделать расчеты и предоставить соответствующие документы для установления тарифов. Это не позволяет обеспечить необходимую количественную норму обращений для повышения тарифа.

В свое время предлагалась возможность установления тарифов методом индексации. При этом она производилась бы по истечении двух лет с момента вступления в силу тарифа на размер индекса потребительских цен, указанный в базовом варианте среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий расчетный период. Установление тарифа с учетом предлагаемого варианта индексации позволило бы перевозчикам безубыточно вести хозяйственную деятельность. А это значит, что не будет сокращения численности работников в отрасли, снижения пассажирских перевозок и социальной напряженности среди населения.

С 1 марта наконец-то принято решение об увеличении тарифа за проезд в общественном транспорте на территории Красноярского края на 12%. Выражаю полную уверенность, что это поможет улучшить ситуацию с доходностью автопредприятий.

И в заключении. На этой неделе празднуется Международный женский день. На автотранспортных предприятиях края трудится много прекрасных женщин. Хочу через газету “Солидарность. Красноярский выпуск” выразить им благодарность за труд, отзывчивость и нежность. Желаю всем женщинам благополучия, счастья и любви. Оставайтесь такими же очаровательными и добрыми.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 1.5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий