В шаге от точки невозврата

"Солидарность. Красноярский выпуск"

Только для несведущих коллективные переговоры представляются некой формальностью, предписанной трудовым законодательством. На самом деле встречи за столом переговоров с участием представителей двух сторон – профсоюза и работодателя – это сложный процесс, где каждый преследует интересы определенной общественной группы и предлагает выгодные для нее решения. Каким был колдоговорной “рубикон” в сфере регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях Енисейского филиала ООО “СГК”, чего удалось достичь, а также о важных нюансах в процессе переговоров между социальными партнерами рассказала председатель Красноярской краевой организации Общественной организации “Всероссийский Электропрофсоюз” Людмила КРАЕВА.

– На исходе февраля вы подписали с директором по персоналу ООО “СГК” Кириллом Крутиковым коллективный договор на 2024-2026 годы. Сколько усилий пришлось приложить профсоюзной организации и всем работникам для достижения этого результата?

– Скажу откровенно, подписание коллективного договора далось нам нелегко. Свои предложения, касающиеся повышения заработной платы, мы сформулировали работодателю еще в июне прошлого года. За этим последовала череда встреч, которые не приносили желаемого результата. Понятно, что работодатель преследовал цель создать наиболее экономически выгодную модель регулирования социально-трудовых отношений, а профсоюз – требовал прозрачности в подходах к формированию заработной платы и реализации кадровой политики.

Мы фактически оказались в шаге от точки невозврата – в конце декабря назревало открытие коллективного трудового спора со всеми вытекающими последствиями. Складывалась патовая ситуация относительно размера индексации заработной платы и списка должностей, в отношении которых оговаривалось увеличение размера оплаты труда. Однако после конструктивного диалога работодатель все же пошел на уступки – охват сотрудников основных производств, чья зарплата подлежала индексации с 1 марта 2024 года, на станциях составил 96%, а на некоторых достиг отметки в 98%.

– А какие цели вы преследовали изначально, садясь за стол переговоров? Чего старались достичь?

– Собственно говоря, мы добились нарастающего эффекта увеличения заработной платы в январе и марте текущего года, а соответственно общий уровень оплаты труда для львиной доли рабочего персонала станций стал расти с учетом индекса ИПЦ (Прим. Ред.: индекс ИПЦ – индекс потребительских цен).

Вступая в переговорный процесс по подписанию коллективного договора на новый период, профсоюз изначально ставил акцент на изменение порядка индексации заработной платы. Это было целью номер один не только для нас, но и для коллег из других регионов, поскольку сейчас индексируется минимальная месячная тарифная ставка. В 2022 году нам удалось повысить ее до размера МРОТ (почти на 6 тысяч рублей).

А ранее это была непонятная величина, не привязанная ни к ИПЦ, ни к МРОТ, ни к актуальному уровню инфляции. Используемая СГК система грейдов лишена какой-либо связи с минимальной тарифной ставкой. Поэтому во время диалога, состоявшегося в ноябре 2023 года в Новосибирске, озвучили свое предложение работодателю – изменить механизм индексации на понятный, то есть через увеличение должностного оклада, чтобы через оклад, увеличенный на ИПЦ, можно было видеть индексацию заработной платы. В ответ на наши предложения работодатель взял паузу и, проанализировав имеющиеся данные, направил собранную информацию в профсоюз. Мы в свою очередь ознакомили с поступившей документацией все свои первичные профсоюзные организации. Председатели на местах изучали материалы по конкретным должностям, по которым длительное время сохраняются вакансии, где существует большая текучесть кадров. И работодатель также отслеживал эти моменты и выделял ключевые должности, на которые возложена существенная роль по обеспечению работоспособности предприятий.
После детального изучения сложившейся на каждой станции ситуации единогласно пришли к выводу, что предлагаемая поэтапная индексация и ее размер устраивает сторону профсоюза. Нужно отдать должное моей команде и председателям первичек за их кропотливую работу, постоянную поддержку в решении профсоюзных задач и солидарность в поиске верных решений в интересах трудовых коллективов станций.

Также мы хотели сохранить и в чем-то приумножить имеющиеся договоренности, как в части социальных гарантий, так и относительно мер материальной поддержки.

– О каких преференциях идет речь? Конкретизируйте, пожалуйста.

– Помимо животрепещущей темы оплаты труда мы ратуем за расширение льгот и гарантий для работников станций – членов профсоюза. Чтобы их размер не снижался под гнетом инфляции. Соответственно отдельные преференции были также проиндексированы. Так, компенсация на дорогостоящую операцию достигла размера в 30 000 рублей, на дорогостоящие лекарства – до 7 500 рублей, на зубопротезирование выросла сумма до 13 000 рублей. Кроме того, профсоюзу удалось заключить с работодателем отдельное соглашение о сотрудничестве в сфере социального партнерства. Данный пилотный проект предусматривает гарантированную доплату членам профсоюза к очередному отпуску в размере 3 000 рублей, и будет действовать пока один год. В этом плане работодатель сделал очень важный шаг навстречу профсоюзу и это впервые за все время взаимодействия социальных партнеров.

– А поделитесь планами на будущее. Есть ли новые инициативы, которые готовы обсуждать с работодателем?

– В этом году наш переговорный процесс продолжится, и на сей раз предметом обсуждения станет механизм индексирования заработной платы. Понятно, что тема не нова, но она именно тот гештальт, который бы хотелось закрыть. В этом плане есть свои сложности, но мы не теряем хватку и в ближайшее время вернемся к этому вопросу.

Также будем лоббировать внедрение на станциях льготного питания, поскольку далеко не каждый работник может себе позволить питаться в столовых, когда цены высокие. Здесь мы прорабатываем возможность приготовления комплексных обедов для персонала по сниженной стоимости. Работодатель принял во внимание эту инициативу и готов вести беседу с арендаторами помещений промышленных столовых на эту тему, и предлагать контракты контрагентам с учетом новых договоренностей. Правда, о результатах можно буде говорить лишь в сентябре. Впрочем, профсоюз предлагал выплачивать компенсацию за комплексные обеды в размере 150 рублей на человека за каждый отработанный день, но этот вариант работодатель считает слишком обременительным для своего бюджета. Оно и понятно, штат энергетиков края насчитывает сейчас порядка шести тысяч человек и такая мера поддержки может опустошить “кошелек” работодателя на кругленькую сумму.

Еще одним немаловажным пунктом колдоговорной кампании было и остается оздоровление детей. В этом плане мы также рассчитываем на понимание работодателя. Выделяемых средств на летнюю оздоровительную кампанию просто не хватает, когда накануне сезона стоимость путевок уверенно ползет вверх. Кто-то конечно выходит из положения путем сокращения количества отдыхающих детей, но для станций Енисейского филиала такой подход оказался неприемлемым. Работодатель сохранил количество путевок в этом сезоне в детские лагеря, несмотря на то, что их стоимость теперь на одного человека варьируется от 50 до 60 тысяч, а то и выше. Но в 2025 году профсоюз намерен возобновить рассмотрение вопроса об увеличении количества детских путевок в оздоровительные лагеря. Получится ли претворить в жизнь задуманное, посмотрим.

– Сейчас в очередной раз вы движетесь рука об руку с работодателем по единой траектории улучшения условий труда работников филиала. А что бы вы как профлидер с опытом рекомендовали своим молодым коллегам при проведении колдоговорной кампании?

– Вы справедливо заметили, что обе стороны социального партнерства – работодатель и профсоюз должны решать все вопросы сообща. Однако иногда это скорее утопия для некоторых профлидеров или даже испытание на прочность.

Не уверена, что существует некий пошаговый алгоритм действий, способный в миг переломить любой негативный тренд. Однако, на мой взгляд, в ходе переговоров председателю будет недостаточно обладать только харизмой и навыками вести людей за собой.

В переговорном процессе будет важна командная работа с профактивом первичек и умение слушать и слышать своих оппонентов. Не помешает и подкованность в сфере трудового законодательства и экономики, охране труда и промышленной безопасности. При этом важно критически подходить к определению важных и второстепенных проблем, чтобы рационально мыслить и уметь отделять, так сказать, зерна от плевел. Любой диалог вести аргументированно и без лишних эмоций. И конечно же доверять, и делегировать часть процессов колдоговорной кампании своим единомышленникам, чтобы вокруг себя сплотить профессионалов, которые при необходимости помогут четко сработать в режиме многозадачности.

Работодатель тоже не лыком шит и его задача – продвигать интересы компании. А профлидеру в свою очередь – оперировать знаниями и нормами, чтобы не прогнуться под давлением, а вести разговор на равных. Считаю, одного академического образования будет недостаточно даже самому опытному переговорщику, потому как в нашу жизнь постоянно входят и новые технологии, и современные техники вербальной и невербальной коммуникации, и различные психологические приемы. Одним словом, нужно не только развивать лидерские качества, но и много практиковаться.

Беседовала Елена Пузевич
профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №12-2024

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий

  1. Сергей

    Людмила Ивановна является примером современного грамотного лидера, которых так не хватает сейчас…

    Ответить