Проза театральной жизни династии Зыковых

"Солидарность. Красноярский выпуск"

Как и много лет назад культурная жизнь Красноярска остается яркой и насыщенной: театральные подмостки дают аншлаги, а актеры питают зрителей своей невероятной энергетикой. И за всей этой атмосферностью стоят люди, чьи судьбы тесно вплетены в канву сценического искусства. Многие из них из поколения в поколение радуют зрителей яркими ролями, врезаются в память виртуозной актерской игрой или остаются на слуху у театралов на протяжении десятков лет.
25 марта работники культуры отметили свой профессиональный праздник, и это прекрасный повод рассказать о многомерном мире династии, чей представитель – Денис ЗЫКОВ наполняет сердца юных красноярцев радостью под сводами Красноярского театра юного зрителя (ТЮЗ).

Они в театре и театр в них

На сибирской земле линия рода театралов Зыковых начинается еще со времен доблестных завоеваний казачьего атамана Ермака, с которым предки актера участвовали в походе за Урал и волею судьбы пустили свои корни в Красноярске. Главным звеном театральной истории семьи из воспоминаний Дениса Александровича был его прадед, заведовавший в начале прошлого века постановочной частью и бутафорией. Артисты пошли с деда, а дальше отец, дядя, тети, мама… Впрочем, суммарный стаж театральной династии уже преодолел рубеж в 200 лет.Сейчас отблеском безвозвратно ушедшего бурного детства старшего главы семейства, заслуженного артиста РСФСР Александра Николаевича Зыкова служит сохранившийся на берегу Качи, неподалеку от моста дом (улица Перенсона). Когда-то и он пошел по стопам родных и в четырнадцатилетнем возрасте стал частью большой творческой семьи Красноярского театра им. А. С. Пушкина, где занимался в студии. С годами ширился ближний круг его знакомых, он сблизился с Константином Вощиковым и дружил с ним до последних дней своей жизни.

В какой-то момент личные обстоятельства, о которых, по словам Дениса Александровича, отец не любил вспоминать, вынудили его покинуть родной город и отправиться в путешествие. У него не было актерского образования, зато география его театральных странствий была впечатляющей. Только в Кемеровской области в Прокопьевске он прожил продолжительное время, а так, следуя сложившимся в профессиональной среде традициям, гастролировал по разным уголкам страны. Со своей супругой Александр Николаевич познакомился в Калинине, ныне Твери. Здесь у актерский четы появился на свет маленький Денис. Однако семья вернулась в Прокопьевск, где и прошло детство мальчика и его старшей сестры Анастасии.

Несмотря на то, что, будучи ребенком, Денис занимался в доме пионеров в различных кружках и увлечений у мальчика было немало, во взрослой жизни багаж знаний и практик и в моделировании, и в радиоэлектронике трансформировался лишь в хобби. Сцена же стала его путеводной звездой. Но не сразу…

Гены берут свое

Со слов моего собеседника, актерский дебют состоялся еще в утробе матери. Галина Владимировна Зыкова играла на сцене, нося под сердцем малыша. Карьера его была продолжена, когда в возрасте десяти лет парнишку пригласили на эпизодическую роль без слов в спектакле прокопьевского театра о детском доме. Тогда же юный актер стал получать свою первую зарплату – аж целый рубль, и ездить как полноправный член труппы с родителями на гастроли. Для репертуарного театра это было нормальным явлением, так сказать “кочевать” по всему Советскому Союзу с постановками.

Казалось, театральные подмостки на генном уровне подавляли в Денисе стремление посвятить себя инженерной специальности. Со школьной скамьи с точными науками у парня была просто беда, поэтому мечта осталась мечтой, и технарь из него так и не получился. Перед тем как отдать воинский долг Отчизне парня пригласили поработать в театр в качестве звукооператора. После армии он планировал пару месяцев поразмыслить над тем, чему себя посвятить, поскольку до ухода на срочную службу им с сестрой не удалось стать студентами московского театрального вуза.

Денис Александрович отмечает, что судьба могла сложиться иначе, если бы на тот момент у них были нынешние современные средства коммуникации. Тогда же из-за задержки почтовых уведомлений известие из вуза о переносе вступительной кампании запоздало, и они пропустили экзамен. С твердым намерением не идти по стопам родителей молодой человек искал себя в других профессиях. Но неожиданно мама подошла с просьбой к сыну сыграть стражника в небольшой детской постановке, где нужно было лишь спеть песенку.

“Пел я хорошо. Благо дело в свое время получил музыкальное образование по классу скрипки, поэтому согласился. Выучил текст, но как только поднялся занавес благополучно его забыл. На помощь мне пришел опытный актер и спас ситуацию. В актерской среде существует поверье, если ты стоптал пару обуви на сцене, то уже с нее не уйдешь. Собственно, так и вышло. Мне дали следующую роль, потом другую, третью. Я втянулся и понял, что это точно мое”, – рассказал Денис Зыков.

С высоты “прожитых” на сцене лет, мой собеседник признается, что в молодости ему не были близки ни трагические, ни комедийные роли. Молодого себя сейчас он видит дилетантом до момента пока не получил профильное образование и не стал дипломированным артистом драматического театра и кино.

Прошли годы пока он не поступил на заочное отделение Екатеринбургского театрального института на специальность “Актерское искусство”, где ему посчастливилось попасть в руки мэтра актерского мастерства Вячеслава Ивановича Анисимова. По мнению Дениса Александровича, он обучался у великого человека и замечательного педагога, который внемлил актерским практикам самого Георгия Товстоногова. Получить такую профессиональную базу – дорогого стоит, и Денис Зыков стал умело всем этим пользоваться. Конечно, его учили и родители, за что им сын безмерно благодарен по сей день.

Собеседник добавляет, что большее удовольствие приносили ему динамичные и главные роли. И последние любил не из чувства собственной значимости, а из-за желания как можно больше оставаться на сцене и радовать зрителей. Им сыграно очень много ролей, и за плечами многолетний опыт, но он абсолютно свободен от привитого актерам советской эпохой стремления стать примой.

Первая любовь, брак и появление дочери прошли закалку лихими девяностыми. После армии молодой артист играл в театре небольшого шахтерского городка Иркутской области – Черемхово. И даже обилие ролей и постановок не искоренили в нем мечту быть честным перед собой и зрителем. Уже тогда он трезво оценивал царящую в среде театралов атмосферу, и понимал, что для всех партий “первой скрипки” не хватит. От того и звезд с неба не хватал, и работал без устали. Видел и знал тех, чьи судьбы ломали жернова актерских стереотипов. А он становился требовательным к себе и верным сценическому искусству.

Театрал в кадре

Кинематограф в судьбе Дениса Зыкова появился нежданно-негаданно: в 2018 году столичная киностудия в поисках определенного типажа предложила самопробы нескольким актерам ТЮЗа. Фильм планировали снимать у хребта Ергаки в Западном Саяне. Этот первый опыт запомнился моему собеседнику совершенно мистическими событиями. Накануне поступившего актеру предложения сняться в кинопробах он создал для регистрации на каком-то сервисе новую страничку в социальной сети Фейсбук, и подписался фамилией Демин. Потом благополучно об этом забыл и пришел в недоумение, когда его кандидатуру утвердили, и он увидел ту же фамилию у своего персонажа. Подобных совпадений и случайностей в жизни – одна на миллион, но актер не придал этому значения. А дальше с ним стали происходить досадные вещи…

Он впервые в своей жизни на сцене получил перелом ноги, но решил не сдаваться. На сьемки ездил без гипса (в виде пластикового сапожка), снимал его специально и скрывал от коллег на площадке, что скачет по валунам, в лодку туда и обратно медленно именно из-за травмы. Мужественно и стойко переносил ежедневный съемочный процесс так как любопытство и желание примерить на себя новое амплуа преобладали над риском усугубить состояние травмированной конечности.

Денис Александрович вспоминает, что режиссер терялся в догадках, отчего же актер так медленно прыгает на валунах около речки. Это счастье, что нога выдержала такие нагрузки и актерское любопытство было удовлетворено. Драма режиссера Тимофея Жалнина под названием “Двое” вышла в прокат, но в Красноярске ее показали лишь в кинотеатре “Синема Парк”. Вместе с другом новоиспеченный киноактер посетил долгожданную премьеру, а вышла лента через два года после завершения съемок, и поймал себя на мысли, что этот творческий процесс его покорил.

“В кино нет случайных людей. Съемки кардинально отличаются от театрального процесса тем, что там нет права на ошибку: кадр снят и его уже не исправить. Театр в этом смысле более лоялен. Можно экспериментировать. Однако спонтанно переезжать и делать карьеру в кино – как играть в лотерею. При этом, я открыт для интересного творческого сотрудничества. Когда поступит предложение о работе над длительным проектом, то и настанет момент подумать, можно ли будет совмещать съемки с работой в театре. А так, даже и в планах нет сменить Красноярск на Москву или Санкт-Петербург. Эти города прекрасны, но они становятся чужими для меня сразу после окончания съемочного дня. Все самое дорогое у меня здесь, в Сибири: семья, друзья, Енисей и горы”, – пояснил Денис Зыков.

Когда работа в кадре давно стала неизгладимым воспоминанием, согревающим душу, красноярскому актеру вновь поступило предложение принять участие в кастинге. Он, конечно же, пошел. Пробы закончились, время шло, но никто не перезванивал. Семья Зыковых вместе с детьми стала готовиться к запланированному отдыху с долгожданной рыбалкой. Как и в прошлый раз Денис не тратил время на ожидание и отпустил ситуацию. Ему перезвонили, но с новым предложением – опробовать себя в другой роли. Он заупрямился, а на другом конце провода знакомая уверяла, что не стоит отказываться, ведь персонаж не эпизодический и его будет много в кадре. После таких уговоров невозможно было отказаться и кастинг перешел в новую фазу. Денису Александровичу прислали отрывок из нового сценария, и он его впечатлил. Импонировал актеру и сам персонаж. Как признался Денис Зыков, он показался ему человеком с “двойным дном”, эдаким следователем с закрытым внутренним миром.

“Его психология поведения, манера общения, мировоззрение мне понравились, поэтому стал изучать типажи следователей и картину мира той эпохи, в которой жил мой персонаж. Тогда в России развернулась судебная реформа и это интересный этап нашей истории”, – поделился мнением актер.

Премьера исторического детектива “Красный Яр” состоялась также с небольшим запозданием. А после нее с этой кинокомпанией у красноярского тюзовца сложился отличный профессиональный тандем: он был задействован еще в шести кинематографических проектах. После нашей беседы Денис Александрович как раз собирался в командировку для записи озвучки к очередной киноленте. Его жизненная стезя теперь тесно переплетена и с театром, и с кино.

Закулисье будней и быта

На удивление этот человек успевает во всем и везде. Его семья с пониманием относится к частым и спонтанным разъездам. Жена в отсутствие супруга берет весь ворох домашних обязанностей на себя, да и трое сыновей к такому жизненному укладу уже привыкли.

Фото из спектакля “Коварство и любовь”. Мама – Миледи. Отец в роли Фердинанда

Впрочем, сам Денис воспитывался актерами, которые уезжали с труппой в продолжительные театральные турне по стране.

“Когда мои родители уезжали на гастроли, я расстраивался, но потом организм словно включал какую-то защиту, и я быстро адаптировался к происходящему. Конечно, сначала скучал, а на следующий день просто забывал об этом. В моей памяти сохранилась история, связанная как раз с отъездом моих родителей. Я был совсем маленьким, ехал на велосипеде по двору и вообще не думал о папе и маме, которые месяц назад оставили меня на бабушку. И вдруг увидел, что они появились в конце двора и идут мне навстречу с чемоданами. Тогда они договорились между собой нас с сестрой разыграть, сделав вид, что нас не знают, просто прошли мимо. Сестра бросилась за ними и расплакалась, а я как ни в чем не бывало поехал дальше. Потом, конечно же, все крепко обнимались, и мы искренне радовались привезенным нам сладостям. Вот и я, возвращаясь из поездки, балую сынишек подарками, и мы наверстываем упущенное”, – вспоминает моменты из детства Денис Зыков.

Современный уклад жизни многих красноярцев сопряжен с острой нехваткой времени и многозадачностью, они практически полностью отданы работе. Но Денис Зыков, даже имея плотный рабочий график, находит время на хобби, хотя репертуар у ТЮЗа довольно-таки богатый, а значит, и ролей у актеров в избытке.

Помимо работы и увлечений Денис с завидным постоянством тратит время на поддержание хорошей физической формы. Три дня в неделю супруги посещают спортивный зал и проводят за тренировками от полутора до двух часов.

А еще герой моего очерка способен так вживаться в образ, что внимательный юный зритель верит в его искреннюю игру и разделяет эмоции персонажей. По его словам, дети – очень чуткие создания, на сцене нужно быть открытым, чтобы юные зрители оценили и спектакль, и актеров.
“Дети вообще не признают фальши. Если они чувствуют, что их обманывают, они просто перестают смотреть и тогда их разговоры сливаются в неодобрительный гул, который очень хорошо слышен на сцене. Но артисты, особенно те, которые профессионально “росли” в храме искусства, стараются не допускать таких ошибок. Поэтому у нас полный зал и шума я уже давно не слышал. Ни единого звука от зрителей кроме аплодисментов”, – поясняет актер.

На первый взгляд быт театралов мало чем отличается от других людей. Однако распорядок дня зависит от плавающего графика, поэтому каждое утро семьи Зыковых начинается со сборов детей в школу и садик. Когда в первой половине дня нет репетиций, то свободное время Денис и Анна посвящают решению праздных вопросов, а если наоборот, то в поте лица прогоняют роли в постановках. И со слов главы семьи, в их жизни нет напряженности из-за чуть ли не круглосуточного взаимодействия друг с другом. Профессия их объединяет, им всегда есть что обсудить, и это очень важно не только в работе, но и в семейной жизни. Впрочем, такая ментальная связь у Дениса не только с его избранницей, но и с сестрой. Они с малых лет понимали друг друга с полуслова. Анастасия Зыкова всегда горой стояла за брата и даже отказалась поступать одна в театральный вуз хотя ей представился такой шанс. Сейчас она состоявшаяся актриса Минусинского драматического театра и также, как и брат ценит признание детских сердец.

Нынче Красноярский ТЮЗ на ремонте и труппа проводит массу времени на репетициях и в командировках. Все работники театра с нетерпением ждут открытия театрального сезона. Пока же идет подготовка спектаклей для юных столичных зрителей, к которым поедут красноярские актеры уже в конце этого лета.

Признаюсь по секрету, театральная жизнь в здании красноярского ТЮЗа вновь закипит в конце осени, с открытием премьеры – потрясающего детского спектакля “Алладин”. Репетиции по этому грандиозному проекту уже ведутся. Правда, прогон некоторых сцен и индивидуальные репетиции находятся на паузе из-за отсутствия большой сценической площадки. Зато очень многое сделано в плане декораций, бутафории и костюмов. И коллектив с нетерпением ждет своего возвращения в обновленное здание, чтобы дарить юным красноярцам яркие эмоции.

“Мы не можем без наших дорогих зрителей, по которым ужасно скучаем и в которых заключена наша жизнь и сила актерского мастерства. Ведь в каждом из юных посетителей театра мы видим смысл нашей профессии. Нельзя просто так собраться и самим для себя создать спектакль, а затем как какую-то деталь упаковать в коробку и отправить какому-то адресату. Мы создаем прекрасное для людей и наш продукт должны показать прямо здесь и сейчас, и получить обратную реакцию зала. Только после этого театралы способны идти дальше и выполнять свою миссию – созидать прекрасное и создавать вечное”, – рассуждает представитель театральной династии.

“Я — в профсоюзе!”

Актерами невозможно не восхищаться, их перевоплощение способно глубоко проникать в сознание зрителей, заставлять их переживать происходящее на сцене и оставлять в душе и памяти особые впечатления. Только они тонко чувствуют настроение публики и управляют ее эмоциональным фоном, задают настроение, а порой и меняют мировоззрение. Они готовы служить обществу и преданы высоким идеалам. А еще уверенно идут к своему “олимпу”, солидарны с людьми, которые отстаивают свои интересы вместе с профсоюзом.

Денис Александрович считает себя таковым, ведь он воспитан советским обществом и вырос в стране, где профсоюзное движение олицетворяло силу коллективных действий.
С его слов, первое знакомство с профсоюзом состоялось в молодости, когда он оказался в эпицентре конфликтной ситуации, самостоятельно с которой он справиться не смог. Тогда парень вступил в профсоюз, где ему протянули руку помощи и все благополучно разрешилось. На самом деле, за долгие годы своей работы он ни разу не сожалел о том, что стал частью огромной и сплоченной “семьи” и благодарен судьбе за хорошие перемены в его карьере и жизни.

“Мне импонируют профсоюзные идеи и нравится эта сплотившая вокруг себя единомышленников организация, потому что она действительно оказывает материальную и моральную поддержку, идет на встречу работниам в любых жизненных ситуациях. Я считаю, что профсоюз – огромная позитивная сила, которая задает правильный вектор обществу и стоит на страже его интересов. Поэтому я здесь, и я – в профсоюзе!” – с воодушевлением говорит Денис Александрович.
Несомненно, идейность и патриотизм – черта семейная и передается она из поколения в поколение геномом Зыковых. Это наследие, как и вера в мечту, выделяет их среди других профессиональных династий, которыми славен наш Красноярский край.

Беседовала Елена Пузевич
профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №13-2024

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий