Вектор соцпартнерства: менять ситуацию сообща

В третьей декаде июня Красноярский край принимал многочисленную и представительную по составу делегацию РОСПРОФТРАНСДОРа во главе с председателем профсоюза Владимиром Ломакиным.

Непосредственно до начала выездного заседания Исполкома профлидеры посетили несколько предприятий – Балахтинский филиал АО “Краевое автотранспортное предприятие”, АО “Балахтинское дорожно-строительное ремонтное управление”, Дорожно-строительное управление филиал АО “КрайДЭО”, Муниципальное предприятие г. Красноярска “Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 7”, а также Красноярский автотранспортный техникум.

Выездное заседание Исполкома Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства прошло в стенах АО “КрайДЭО”. Основной темой обсуждения стали реалии и перспективы укрепления и развития социального партнерства не только на федеральном уровне, но и в Сибирском федеральном округе, и, собственно, на территории Красноярья.

По меркам региона прошедшее мероприятие можно назвать ключевым как по масштабности, так и по представительству, поскольку география участников широко охватывала Россию: приехали председатели региональных профсоюзных организаций из Екатеринбурга, Хабаровска, Волгограда, республик Башкортостан и Татарстан, а также из Алтайской, Кемеровской, Иркутской, Омской, Оренбургской и Московской областных территориальных профсоюзных организаций. Красноярскую краевую профсоюзную организацию Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства представлял Владимир Глушинский.

Солидным было и представительство социальных партнеров: заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Красноярского края Лариса Курьякова, президент регионального объединения работодателей “Красноярский автотранспортный союз” Сергей Гречкосей, начальник ФГКУ КРУДОР Андрей Журавлев и руководители автотранспортных и дорожных предприятий Красноярья.

Открывая заседание, председатель Владимир Ломакин отметил, что на отраслевом уровне выстроена достаточно эффективная система социального партнерства, но в регионах необходимо укрепить взаимодействие с органами власти и тем самым создать новые импульсы для дальнейшего улучшения условий работы трудовых коллективов и предприятий в целом. От лица профсоюза он выразил благодарность социальным партнерам, которые разделяют позицию отраслевого профсоюза и способствуют ведению взвешенного социального диалога. За плодотворное сотрудничество он вручил юбилейную медаль и памятную книгу, посвященную 100-летию профсоюза заместителю министра транспорта и дорожного хозяйства Красноярского края, а также отметил благодарностями и почетными наградами представителей предприятий и профорганизаций, входящих в РОСПРОФТРАНСДОР.

Вектор соцпартнерства регионов

В рамках основной повестки заседания Исполкома развернулся внутрипрофсоюзный обмен мнениями в очно-заочном формате. Участники заседания озвучили практику выстраивания социального партнерства в своих регионах.

О ситуации в сфере социального партнерства в СФО и на просторах Красноярья рассказал председатель Красноярской краевой организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, секретарь Сибирского федерального округа Владимир Глушинский. Он отметил, в СФО действуют 8 территориальных организаций профсоюза, 93 первичных профсоюзных организаций, объединяющие около 11 тысяч членов профсоюза – работников автотранспорта, горэлектротранспорта и дорожного хозяйства. Заключены Региональные трехсторонние соглашения между территориальными объединениями организаций профсоюзов, объединениями работодателей и региональными органами исполнительной власти.

В Республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайском крае, Кемеровской, Омской, Томской областях заключены региональные соглашения об установлении размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации в соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ.

В Омской и Новосибирской областях действуют региональные и территориальные отраслевые соглашения по автомобильному транспорту. Региональные соглашения по дорожному хозяйству заключены в Омской области и Алтайском крае.

В Красноярском крае заключено соглашение регионального уровня между дорожными организациями, находящимися в собственности Красноярского края, первичными профсоюзными организациями АО “Ачинское ДРСУ”, АО “Балахтинское ДРСУ”, АО “Большемуртинское ДРСУ”, АО “ДРСУ-10”, АО “КрайДЭО”, АО “Лесосибирскавтодор” и Краевой организацией профсоюза.

“Поиск оптимального пути развития социального партнерства позволяет использовать лучшие практики и опыт соседних регионов. В Кемеровской, Омской, Иркутской и Томской областях, в Новосибирском, Алтайском и Красноярском крае львиная доля организаций, в которых есть профсоюз, приходится именно на автотранспорт. Этот факт подтверждает готовность профсоюзов объединить усилия с работодателями для совместного решения насущных проблем. В частности, по вопросам с тарифами и полной оплаты транспортной работы. В Красноярском крае имеется авторитетная организация – АООДД “Дорожники Красноярья”, которая совместно с профсоюзом немало делает для работодателей, но полноценной стороной социального партнерства от лица работодателей дорожной отрасли края становиться не спешит. Создается абсурдная ситуация, когда самыми заинтересованными в создании объединения работодателей, являются профсоюзы”, – добавил Владимир Глушинский.

 В своей аналитической справке красноярский профлидер обозначил и неоднородность уровня заработной платы в целом по округу. И причиной тому служит не только география отдельных регионов, но и конкуренция со стороны и добывающих производств нефтегазового сектора. В принципе сдерживающим фактором роста оплаты труда на многих предприятиях является ставка на торгах, она то и определяет финансовые возможности в части увеличения и индексации заработной платы. Причем, нередко приходится за счет других статей компенсировать затраты на расходные материалы, ГСМ и выполнение отдельных видов работ. Наряду с этим, транспортники испытывают кадровый голод и, соответственно, не могут в полном объеме задействовать имеющийся автопарк, проблемы с квалифицированным персоналом имеются и у дорожников.

О векторе социального партнерства рассказала и председатель Кемеровской территориальной организации профсоюза Наталья Ключникова. По ее словам, Кемеровская область – Кузбасс всегда был социально направленным регионом, благодаря многолетнему сотрудничеству с главой региона (прим. авт. – Аманом Тулеевым). И с приходом на пост нового губернатора области почти все льготы и гарантии были сохранены, впрочем, как и традиция ежегодно встречаться с руководителем, который подводит итоги своей работы. Наряду с этим, укоренилась и новая форма социального партнерства – социальный мониторинг, который представляет собой систему взаимоотношений, основанную на мониторинге проблем социально-трудового характера и позволяющую оперативно выявлять проблемы на ранних стадиях, решать их и сохранять стабильность в трудовых коллективах.

Практически в каждом населенном пункте создана комиссия по социальному мониторингу, которая призвана решать насущные вопросы совместными усилиями представителей администрации власти, работодателей и профсоюзов без привлечения суда, прокуратуры и иных надзорных органов.

“У нас заключены соглашения с Министерством труда, прокуратурой, Роспотребнадзором и всеми контролирующими органами, с которыми проводятся круглые столы и совещания и где принимают участие представители всех территориальных организаций профсоюзов области. Более того, в территориях приводится выездной День Федерации, куда приглашаются представители трех сторон социального партнерства”, – пояснила Наталья Григорьевна.

При этом она подчеркнула, что в Кемеровской области в транспортной сфере монополия сохраняется за государственными предприятиями, что создает благоприятный климат для работы и взаимодействия с социальными партнерами. На всех маршрутах задействован комфортабельный общественный транспорт большой и средней вместимости, который на 90% обновили в течение последних трех лет. Кстати, для круглых отличников проезд вообще бесплатный благодаря инициативе губернатора.

Тариф за перевозку недавно вырос. Это повышение лишь частично снизило финансовую нагрузку на предприятие и позволило незначительно увеличить размер заработной платы. При этом ее уровень зависит от территории. Так, в Кемерово с учетом переработок зарплата водителей достигает 80 тыс. рублей, а без переработки – 60 тыс. рублей. В других населенных пунктах с меньшей интенсивностью пассажироперевозок средний заработок составляет от 40 до 50 тыс. рублей. Ощутима в регионе и нехватка кадров, штат укомплектован лишь на 83%. Вместе с соцпартнерами профсоюзная организация старается держать планку конкурентоспособной зарплаты, но все же уступает оппонентам из угледобывающего сектора. Там, например, водителям предлагают от 90 до 100 тыс. рублей. Впрочем, кадровый вопрос пытаются в регионе решать и с помощью трудовой миграции. Иногородним при поддержке Минтранса предлагают, на ее взгляд, хорошие условия – компенсация стоимости жилья, выплата подъемных в размере от 60 до 100 тыс. рублей в зависимости от квалификации. Причем первую выплату (50% причитающейся суммы) иногородний сотрудник получает спустя три месяца работы, а оставшуюся часть денежных средств, как доработает до конца года. А также организация детского отдыха, стоимость которого для работника не превышает 40%, где остальную сумму оплачивает работодатель и профсоюз в процентном соотношении 50/10.

После объединения в 2021 году в Единое государственное предприятие ГПК “Пассажиравтотранс” 26 автовокзалов и 20 транспортных предприятий профсоюзная сторона пытается разработать новый коллективный договор, чтобы сохранить действующие социальные гарантии членам профсоюза, добавить новые и закрыть долги по зарплате на предприятиях, находящихся в сложном финансовом положении. Сейчас в состав территориальной профорганизации входит 13 транспортных первичек и 2 таможенные. Дорожную нишу представляет частный бизнес и из-за частой смены руководства наладить конструктивный диалог весьма сложно. Кстати, численность членов профсоюза выросла на 300 человек буквально за полгода благодаря избранию грамотного лидера объединенного профкома, но по мнению Натальи, профсоюзу есть к чему стремиться.

Между прочим, в Красноярском крае, как положительный факт, можно отметить сохранение в собственности края ключевых дорожных организаций, в которых работает свыше 3000 человек.

Хочется, чтобы представители власти такие социальные гарантии как в Кемерово захотели ввести в каждый регион.

В разрезе обсуждаемой темы и назревших в отрасли проблем свою точку зрения высказал и председатель Федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов. В частности, он с пониманием ситуации отметил, что на личном опыте знает, насколько сложно и непросто, особенно в условиях долгов по зарплате и массового высвобождения работников, вести переговорный процесс, когда еще идет переход из государственной собственности в частную. Он убежден, что выстроенная профсоюзом транспортной и дорожной отрасли система социального партнерства позволит оперативно реагировать на любые вызовы, не дожидаясь, когда проблема выйдет на уровень конфликта, а также работать на упреждение и решать вопросы, не выводя их в плоскость надзорных органов. В этой части одним из основных инструментов является краевая трехсторонняя комиссия, которая собирается один раз в квартал, и трехстороннее соглашение о совместном контроле за соблюдением трудовых прав работников. Соответственно, вопрос заключения соглашений и с министерствами, и с союзами работодателей всегда останется актуальным и потребует внимательного переосмысления отношения к автомобильному транспорту и дорожному хозяйству.

Далее в полемику включился и генеральный директор АО “КрайДЭО” Андрей Кузьмин, сделав акцент на том, что в его лице профсоюз нашел ответственного партнера, который готов к сотрудничеству и выполнению условий соглашений. Однако реалии таковы, что частные организации в дорожном сегменте заявляясь на торги откровенно демпингуют бюджетные предприятия и в таких условиях сложно конкурировать. И это на фоне снижения лимитов содержания федеральных дорог. Подобная тенденция прослеживается и в отношении территориальных дорог, и все это накладывает свой отпечаток на благосостояние предприятия. При этом он уверенно заявляет о желании повышать уровень зарплаты своим работникам, при условии, что экономика организации выдержит такой натиск конкурентов и спад финансирования. Ведь госпредприятия работают прозрачно, платят налоги, соблюдают социальные гарантии и лишены некого маневра, на который идут частники. Назрели вопросы и в плане урезания расценок на ремонт, реконструкцию и содержание дорог, которые необходимо не откладывать в долгий ящик, а решать оперативно и сообща – с министерством, профсоюзом и администрацией. 

Мнение коллеги нашло поддержку и у представителя заказчика Андрея Журавлева, который разделяет опасения соратников по цеху и считает, что эксплуатационные работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог должны отдаваться из единственного источника. Кроме этого, по его мнению, падение цен на проведение дорожных работ влечет за собой экономию средств. То есть за свою победу в тендере со снижением цены подрядчик расплачивается бременем выбора – экономить то ли на материалах, то ли на зарплате, то ли еще на чем-нибудь. И тут вполне может пострадать качество производимых работ.

Включился в обсуждение темы соцпартнерства и поделился личным опытом председатель ППО АО “Ачинское ДРСУ” Иван Хетчиков. Он отметил, что руководство предприятия работает в связке с профсоюзом и коллективный договор, который был заключен в начале текущего года, улучшил положение работников по ряду параметров. Что же касается болевых точек отрасли, то он разделяет взгляды выступивших спикеров.

“Заработная плата и тарифная ставка напрямую зависит от прибыльности. И, конечно, необходимо увеличивать финансовую состоятельность предприятий. Для наглядности приведу пример из собственной практики. Последние торги по федеральной автодороге на обслуживание в течение двух лет изначально оценивались в 880 млн. рублей. Зашли конкуренты и мы снизили стоимость на более чем 150 млн. рублей, чтобы предприятие не осталось без работы и был сохранен штат квалифицированных работников”, – делится мнением Иван Васильевич.

При этом он констатирует тот факт, что сегодня нельзя разбрасываться кадрами, потому что привлечь хороших специалистов нелегко, и обусловлено это тем, что предложить более внушительную зарплату могут и железнодорожники, и металлурги, и газовики. Также спикер добавляет, что на подготовку мастера уходит от полугода до года, а готовых специалистов не найти днем с огнем. Соответственно, надо создавать условия для стабильной работы, в том числе и в части контрактов по обслуживанию дорог, которые по мнению большинства коллег, должны заключаться напрямую без снижения с теми предприятиями, которые работают невзирая ни на какие преграды. К этому выводу пришли из-за того, что на практике частные фирмы в случае какой-либо угрозы бизнесу, собирают вещи и за границу уезжают. А предприятия, что имущество принадлежит государству, в любых условиях будет работать. Поэтому таких надо поддерживать, считает спикер, и предлагает менять законодательство в части заключения контрактов. От этого, по его словам, государство только выиграет.

В дальнейших прениях значительным по смыслу и настроениям оказалось выступление еще двух представителей стороны работодателей. Так, генеральный директор АО “ДРСУ-10” Антон Фрейлин кратко рассказал о своем предприятии с численностью чуть больше 600 человек и профсоюзным членством свыше 70%, что находится в Минусинске. Он с тревогой представляет будущее, в котором частные организации, делающие ставку лишь на деньги, однажды могут просто бросить на трассе в случае поломки или непредвиденной ситуации и людей, и транспорт. В то время как на госпредприятии даже непогода – не повод не выйти в рейс. И таких коммерсантов, по наблюдениям директора, немало заходит на контракты и снижает стоимость работ ради собственной выгоды. А между тем, эти бы средства ох как пригодились бы госпредприятиям и на увеличение оплаты труда, и на модернизацию и обновление парка, и на закупки расходных материалов.

“Сейчас не выиграли мы контракт по федеральной трассе и встал вопрос, как быть с персоналом. Нет объемов – нет загрузки, и часть людей уходит. Частники этими вопросами голову не забивают, так как нет постоянства, а лишь наемный персонал, который он в любое время волен распустить или пригласить на работу”, – высказывается Антон Вячеславович.

По сути, контрактная база у дорожников и транспортников формируется заранее, поэтому важно быть услышанными сегодня на всех уровнях, чтобы наступило уверенное завтра для трудовых коллективов и предприятий в целом.

Собственная позиция по обсуждаемым темам была высказана и Виктором Сидоровым, частным предпринимателем, работающим в красноярской транспортной нише не один год. Речь зашла о брутто-контрактах и новомодных моделях организации перевозок, которые сейчас набирают обороты в России. Брутто-контракты и концессия, по его мнению, “попахивают” коррупцией и вытеснением с рынка тех же муниципальных местных предприятий, как это произошло в некоторых областях, включая Кемеровскую область и город Новокузнецк. Также и концессионное соглашение по троллейбусам и трамваям, которое недавно в Красноярске подписано, с точки зрения бюджета и населения края является грабительской. Предприятие ничего не вкладывает, а просто занимает деньги, забирает за это 5%. По обычным контрактам все гораздо прозаичнее – на хорошие контракты, как мухи на мед, слетаются нечестные игроки, которые правдами и неправдами “побеждают” муниципальные предприятия. Местные перевозчики остаются без работы. Поэтому спикер призывает с осторожностью относиться к любым нововведениям и не верить слепо в тренды.

 “Считаю, что мы хоть и частники, но такие же трудяги, имеем право на полноценную работу и заботу со стороны и профсоюзов, и власти. Поэтому мы обязаны, наверное, все вместе быть приверженцами того, что должны быть созданы равные условия для тех, кто работает прозрачно, без серых схем и зарплат в конвертах”, – резюмировал предприниматель.

Проведением Исполкома работа не заканчивается. Такие мероприятия являются хорошей стартовой площадкой для организации диалога между сторонами социального партнерства, формирования общих целей и задач, реализация которых окажет благотворное влияние на благосостояние работников и стабильную, качественную работу предприятий наших отраслей. Вектор определен, а совместные усилия позволят решить все поставленные вопросы.

Елена ПУЗЕВИЧ, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №30-2023

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий