Рекомендации по ведению переговоров и заключению территориальных трехсторонних соглашений

Методические материалы

Настоящие рекомендации подготовлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края и призваны помочь развитию социального партнерства на территориальном уровне.

Социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание
  1. Нормативно-правовая база социального партнёрства в сфере труда
  2. Международно-правовые акты
  3. Российское законодательство
  4. Нормативно-правовые акты Красноярского края
  5. Социальное партнерство на территориальном уровне
  6. Комиссии по регулированию социально – трудовых отношений
  7. Стороны социального партнерства при заключении соглашения
  8. Представители работников при заключении соглашений
  9. Полномочия представителей работников:
  10. Представители работодателей при заключении соглашений
  11. Полномочия территориального объединения работодателей:
  12. Иные представители работодателей
  13. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ)
  14. Содержание территориальных соглашений
  15. Действие территориального соглашения
  16. Рекомендации по ведению коллективных переговоров по заключению территориальных соглашений

Нормативно-правовая база социального партнёрства в сфере труда

Международно-правовые акты

Международно-правовые акты по вопросам социального партнёрства и коллективных переговоров (конвенции МОТ и т.д.), ратифицированные Российской Федерацией.

Российское законодательство

  1. Конституция РФ (ст. 30, 37) – провозглашает свободу объединений; закрепляет право создавать профсоюзы для защиты своих профессиональных интересов; право на свободный труд, на работу в безопасных условиях, на достойное вознаграждение за труд и другие.
  2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. с изменениями и дополнениями (Раздел II – посвящён социальному партнёрству).
  3. ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 г. с изменениями и дополнениями (предусматривает право профсоюзов представлять работников в социальном партнёрстве, включая право на ведение коллективных переговоров, участие в разработке проекта КД и т.д.).
  4. ФЗ «Об объединениях работодателей» №156-ФЗ от 27.11.2002 г. с изменениями и дополнениями (закрепляет право работодателей на объединение в целях представительства своих интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями (в сфере социально – трудовых отношений).
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 5.28 – 5.31: ответственность за нарушение законодательства о КД и соглашениях предусматривает штрафные санкции).

Нормативно-правовые акты Красноярского края

  1. Закон Красноярского края «О социальном партнёрстве» № 12-5724 от 31.03.2011 г. с изменениями и дополнениями.
  2. Распоряжение Губернатора Красноярского края от 15.12.2009 г. № 522-рг с изменениями и дополнениями «О составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
  3. Распоряжение Правительства Красноярского края от 16 марта 2016 г. N 198-Р «Об утверждении перечня органов исполнительной власти Красноярского края, уполномоченных в качестве представителя работодателей соответствующей отрасли – организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Красноярского края» (с изменениями и дополнениями) – наделяет полномочиями отраслевые министерства на заключение отраслевых соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
  4. Постановление Правительства Красноярского края от 12 марта 2013 г. N 85-П “О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 27.08.2008 N 55-п “Об утверждении Положения о министерстве экономики и регионального развития Красноярского края, установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства экономики и регионального развития Красноярского края” (с изменениями и дополнениями) – осуществляет уведомительную регистрацию краевого трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, краевых отраслевых и краевых межотраслевых соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, заключаемых на уровне края.
  5. Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей.

Социальное партнерство на территориальном уровне

Развитие муниципального образования зависит от взаимодействия трех основных субъектов: органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественности.

Для бизнеса участие в социальном партнерстве формирует статус и авторитет надежной организации и социально ответственного работодателя, расширяет возможность управления рисками, предоставляет преимущества привлечения, мотивации и закрепления работников в организациях.

Для профсоюзов это возможность совместно с социальными партнерами участвовать в решении важных социально-экономических проблем, затрагивающих интересы трудящихся.

Органы местного самоуправления являются координирующим звеном между сторонами социального партнёрства и в пределах своих полномочий решают вопросы развития соответствующей территории, обеспечения потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

В целом интересы всех трёх субъектов совпадают и направлены на устойчивое развитие территории.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Комиссии по регулированию социально – трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля их исполнения на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законом Красноярского края «О социальном партнерстве», положениями об этих комиссиях, утвержденных представительными органами местного самоуправления (ст.35 ТК РФ).

Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом системы социального партнерства на территориальном уровне. Комиссия образуется на принципах добровольности, самостоятельности и независимости сторон, их паритетности и равноправия.

Территориальные трехсторонние комиссии могут рассматривать следующие вопросы, например:

  • развитие системы социального партнерства на территориальном уровне, заключение отраслевых соглашений и коллективных договоров, повышение их роли в регулировании социально-трудовых отношений;
  • реализация на территории муниципального образования приоритетных национальных проектов Российской Федерации и Красноярского края;
  • содействие развитию социально ответственного бизнеса;
  • содействие в создании первичных профсоюзных организаций;
  • оплата труда, погашение задолженности по заработной плате работникам всех форм собственности;
  • совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав работников и принятие необходимых мер по предотвращению трудовых споров и другие.

Стороны социального партнерства при заключении соглашения

Представители работников при заключении соглашений

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (ст. 29 ТК РФ).

Представителями работников в социальном партнерстве на территориальном уровне выступают координационные советы организаций профсоюзов в муниципальном образовании, представляющие интересы работников в данной территории.

Координационный совет организаций профсоюзов городского округа и (или) муниципального района (округа) является общественным объединением первичных, районных (городских) и иных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Красноярского края (далее – ФПКК).

Создан для представительства интересов ФПКК и координации деятельности профсоюзных организаций по представительству и защите социально-трудовых, профессиональных, гражданских и иных прав и интересов членов профсоюзов на территории городского округа и (или) муниципального района (округа), а также для осуществления взаимодействия с органами местного самоуправления и работодателями (объединениями работодателей), заключения с ними соглашений и договоров.

Полномочия представителей работников:

  • представляют интересы работников при формировании и осуществлении деятельности территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • разрабатывают и представляют в трехстороннюю комиссию предложения для включения в планы работы, проекты решений трехсторонней комиссии, в территориальное трехстороннее соглашение;
  • участвуют в реализации решений трехсторонней комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции профсоюзов, территориальных соглашений по социально-трудовым вопросам в рамках принятых на себя обязательств;
  • взаимодействуют с органами местного самоуправления, территориальными объединениями работодателей, выборными органами первичных профсоюзных организаций, по организации и проведению муниципальных конкурсов профессионального мастерства, на присвоение организациям звания высокой социальной эффективности, на лучший коллективный договор и других конкурсов, а также участию в аналогичных конкурсах, проводимых на региональном и федеральном уровнях;
  • участвуют в подготовке предложений для включения в планы социально-экономического развития муниципального образования; в планы мероприятий муниципального образования по охране труда организаций, функционирующих в границах муниципального образования; в муниципальные целевые программы, разрабатываемые социальными партнерами по различным направлениям развития социально-трудовой сферы;
  • участвуют в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов местного самоуправления в сфере труда;
  • взаимодействуют с работниками и работодателями по вопросам расширения сферы регулирования социально-трудовых отношений на основе проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах о необходимости создания первичной профсоюзной организации и объединения работников в профсоюз, разработки и заключения коллективного договора;
  • участвуют в работе комиссий по выявлению работодателей, применяющих «серые» схемы выплаты заработной платы, принятию мер по легализации выплаты всей заработной платы каждому работнику;
  • участвуют в работе других комиссий, созданных администрацией муниципального образования, по рассмотрению вопросов касающихся социально-трудовых отношений (охране труда, занятости, распределению путевок в детские оздоровительные лагеря и других);
  • участвуют в организации обеспечения мер, направленных на снижение социальной напряженности при ее возникновении в трудовых коллективах, предотвращение и урегулирование коллективных трудовых споров;
  • участвуют в организации и проведении семинаров-совещаний по социально-трудовым вопросам, проводимым социальными партнерами на территориальном уровне.

Представители работодателей при заключении соглашений

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст.33 ТК РФ).

Территориальное объединение работодателей городского округа и (или) муниципального района (округа) может создаваться как юридическое лицо с регистрацией в органах юстиции либо как представительство краевого союза работодателей в муниципальном образовании.

Объединения работодателей, созданные на общественных началах и не прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке, не легитимны и не полномочны принимать на себя обязательства по вопросам социального партнерства, а в случае их невыполнения – ответственность таких объединений декларативна.

Полномочия территориального объединения работодателей:

  • представляют интересы работодателей, входящих в состав объединения и осуществляющих деятельность в границах муниципального образования, в территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, участвуют в работе данной комиссии;
  • вносят предложения, касающиеся развития бизнеса, в территориальное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений;
  • участвуют в реализации решений, принятых территориальной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений; заключенных сторонами данной комиссии соглашений (в пределах принятых на себя обязательств) по социально-трудовым вопросам;
  • взаимодействуют с органами местного самоуправления и координационным советом организаций профсоюзов по вопросам развития бизнеса, разработки и реализации территориальных программ социально-экономического развития муниципального образования, муниципальных целевых программ по различным направлениям социально-трудовой сферы;
  •  оказывают содействие работодателям по вопросам разработки и заключения в организации коллективного договора, соглашения по охране труда;
  • взаимодействуют с работодателями по разработке и реализации обязательств территориального трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений;
  • разрабатывают мероприятия по недопущению работодателями «серых» схем выплаты заработной платы;
  • принимают участие в региональных и федеральных конкурсах на присвоение работодателям звания высокой социальной эффективности, «Лучший по профессии» и других;
  • проводят работу по привлечению в территориальное объединение новых членов, в том числе вновь образуемых организаций.

Иные представители работодателей

Представителями работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Органы местного самоуправления являются стороной социального партнерства на территориальном уровне, если они выступают в качестве представителя работодателей – муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Они выступают как третий независимый участник консультаций или переговоров, оказывающий содействие сторонам трудовых отношений в поиске взаимоприемлемых решений, представляющий и защищающий интересы общества в целом, учитывающий мнения сторон при определении государственной политики, принятии управленческих и правовых решений.

Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ)

Проекты законодательных актов, нормативных правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально – трудовых отношений или мнения их сторон, заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Содержание территориальных соглашений

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В территориальном трехстороннем соглашении устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Соглашением в рамках муниципального образования могут быть установлены, например:

  • порядок индексации заработной платы (за исключением государственных и муниципальных органов) (ст. 134 ТК РФ);
  • выплаты при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 49 ТК РФ);
  • возможность начисления заработной платы в период отстранения работников по медицинским показаниям (ст. 73 ТК РФ) и некоторые другие;
  •  гарантии, компенсации и льготы работникам;
  •  подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;
  •  вопросы охраны труда;
  •  другие вопросы, определенные сторонами.

Территориальным или отраслевым соглашениями могут устанавливаться критерии массового увольнения.

В разделе «Экономическая политика» можно отразить обязательства сторон, направленные на комплексное развитие муниципального образования, например: участие в разработке программ по развитию жилищно-коммунального хозяйства, содействие в привлечении инвестиций, координации деятельности предприятий города (района), и другие.

В сфере охраны окружающей среды – предусмотреть контроль за соблюдением действующего экологического законодательства; организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (муниципального района); организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организацию основных мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию; оказание содействия гражданам, общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

В сфере транспорта – содействие в осуществлении деятельности организаций транспорта, дорожного хозяйства; повышение эффективности работы подведомственных организаций; участие в организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом; участие в решении вопросов организации перевозки грузов; обеспечение организации взаимодействия в сфере безопасности дорожного движения на территории городского округа (муниципального района) и другие.

В сфере дорожного хозяйства можно обозначить следующие направления: обеспечение качественного и своевременного выполнения обязательств по благоустройству и дорожному хозяйству; осуществление мероприятий по капитальному ремонту и содержанию городских, муниципальных автодорог и другие.

Действие территориального соглашения

Соглашение действует в отношении:

  • всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключивших соглашение;
  • работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
  • органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах, взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей – органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченным органом местного самоуправления (статья 34ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными работодателями.

Для справки:

Согласно закону Красноярского края от 22.12.2022г. N 4-1431 “О внесении изменений в Закон края “О социальном партнерстве” (подписан Губернатором Красноярского края 26.12.2022г.) с 01.01.2025 года в Красноярском крае вступает иной порядок распространения регионального соглашения на работодателей. Так, если работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения, в течение 45 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в уполномоченный орган мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, то такое соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения.

В случае отказа работодателя от присоединения к соглашению к отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, либо с иными представителями работников данного работодателя, избираемыми работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Уполномоченный орган имеет право пригласить представителей данного работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, либо иных представителей работников данного работодателя, а также представителей сторон соглашения для проведения консультаций по вопросу присоединения к нему.

Рекомендации по ведению коллективных переговоров по заключению территориальных соглашений

Для начала работы по ведению переговоров по подготовке и заключению территориальных трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений необходимо:

1. Формирование сторон социального партнерства:

Сторона профсоюзов. В муниципальном образовании стороной профсоюзов является координационный совет организаций профсоюзов;

Сторона работодателей. На территориальном уровне должно быть создано объединение работодателей (предпринимателей), устав (или заменяющий устав учредительный документ) которого предусматривает осуществление деятельности на территориальном уровне.

Сторона органа местного самоуправления. На территориальном уровне стороной органа местного самоуправления выступает администрация города или района соответствующего муниципального образования.

(Основание: Ст.5 Закона Красноярского края «О социальном партнерстве»)

После формирования сторон социального партнерства создается из полномочных представителей сторон территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Создание территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  • территориальная трехсторонняя комиссия является органом социального партнерства на территории муниципального образования;
  • территориальная трехсторонняя комиссия формируется из полномочных представителей сторон социального партнерства на равноправной основе: органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и территориальных объединений работодателей;
  • предметом регулирования отношений сторон социального партнерства на территориальном уровне являются социально-трудовые отношения, а также общие условия труда, гарантии трудовых прав и льготы работникам на территории муниципального образования;
  • положение о территориальной трехсторонней комиссии, её состав утверждаются представительным органом местного самоуправления.

3. Переговоры по разработке территориального соглашения

  • сторона социального партнерства (например, ей может выступить координационный совет организаций профсоюзов) направляет в письменном виде двум другим сторонам предложение о начале коллективных переговоров по разработке территориального трехстороннего соглашения;
  • представители сторон, получившие предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору ответ;
  • органом местного самоуправления издается распоряжение о проведении коллективных переговоров по разработке и заключению территориального трехстороннего соглашения.

 4. Разработка проекта соглашения и заключение соглашения

  • проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров;
  • порядок, сроки разработки проекта соглашения, время и место проведения заседаний комиссий определяются комиссией, фиксируются в протоколе заседаний комиссии;
  • комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах;
  • содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон (за основу можно взять краевое трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений либо Макет территориального соглашения, разработанный Федерацией профсоюзов Красноярского края);
  • заключение или изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения;
  • соглашение подписывается представителями сторон.

(Основание: Ст.20 Закона Красноярского края «О социальном партнерстве»)

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий