Сплав мастерства и опыта

"Солидарность. Красноярский выпуск"

Очередной чемпионат профессионального мастерства среди работников дорожно-строительных компаний Красноярского края, прошедший традиционно в Емельяновском дорожно-строительном техникуме в поселке Замятино, стал серьезной проверкой рабочих компетенций для семи команд. Дорожники боролись за призовые места в номинациях: “Машинист экскаватора”, “Машинист фронтального погрузчика”, “Машинист автогрейдера”, “Водитель самосвала КДМ”.

Команда Балахтинского дорожно-строительного управления (ДРСУ) добавила в личную копилку профессиональных достижений несколько убедительных побед. Рассказываем, какие дисциплины покорили сибиряки, и каким был путь к заветному пьедесталу.


Сергей Лохман трудится в Балахтинском ДРСУ восьмой год. Сейчас он занимает должность главного механика и в то же время на предприятии выступает в роли организатора для командного участия в различных профсоюзных и профессиональных конкурсах. По его словам, не случалось такого, чтобы его ребята не занимали призовые места – ежегодно они в числе победителей. Поскольку команда формируется из специалистов, показывающих хорошие результаты в работе, и располагающих свободным временем на период состязаний.


Нужно отдать должное организаторам – Министерству транспорта Красноярского края, Ассоциации “Дорожники Красноярья” и Красноярской краевой организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства за зрелищное мероприятие, которое не первый год держит в тонусе участников и радует гостей чемпионата впечатляющими состязаниями.


Конечно, справиться с дорожными “атлантами” удавалось далеко не всем, но желающих попробовать себя в конкурсных компетенциях от этого не убавлялось. А пока зрители и представители команд искренне болели за своих подопечных, сами участники с неподдельным волнением следили за соперниками в ожидании, когда им дадут “зелёный свет”, и они приступят к испытаниям.


По периметру всего тренировочного полигона расположилась череда ярко оранжево-белых конусов в тесном соседстве с дорожными знаками. Напротив – разногабаритные агрегаты для дорожных работ. И от центра всей этой цветной технической мозаики по-свойски расположились всевозможные инсталляции участков проезжей части с “лежачими полицейскими”, с дорожной разметкой и крупными знаками скоростного режима. И это далеко не единственный пример представленных здесь компетенций, которыми обладают дорожники Красноярья. Благодаря отраслевым специалистам посетители воочию могли познакомиться не только с правилами работы на проезжей части, но и рядом технических устройств и агрегатов, применяемых сегодня в дорожном строительстве.


Соревновательный процесс был настолько интересный, что, наверное, и дня не хватило бы чтобы во всех тонкостях детально разобраться, мысленно, представив себя в роли участника чемпионата. Техника “говорила” на все голоса, привлекая внимание гостей мероприятия, но, пожалуй, самым фееричным моментом стали испытания на скорость и внимательность.
“В основном перечень конкурсных испытаний из года в год не меняется. Есть незначительные корректировки, но это лишь добавляет интригу в процесс продвижения к пьедесталу. Тем более что ежегодно состав участников меняется и для многих эти соревнования – первый шаг к проверке собственных профессиональных компетенций. Как раз в этом году впервые попробовали свои силы в этом конкурсе и студенты Емельяновского дорожно-строительного техникума, ведь им есть на кого равняться. Для них отличным примером стал призер популярного конкурса профессионального мастерства WorldSkills Иван Самохин.


Лично ни разу не участвовал в подобных соревнованиях, зато исправно готовлю командный состав. Поскольку все испытания достаточно сложные, что для водителя, что для экскаваторщика, что для операторов погрузчика и автогрейдера! Компетентное жюри ведь оценивает не только скорость выполнения заданий, но и аккуратность, и здесь опыт играет важную роль”, – рассказывает главный механик Балахтинского ДРСУ Сергей Лохман.


Как только складную симфонию моторов прервал громкий призыв к старту соревнований, поток людей направился к ограждениям, за которыми застыли в ожидании часа “икс” экскаваторы, погрузчики, автогрейдеры, самосвалы, рефери и участники. Глас стартера разрезал воздух, и машины погрузились в состязательную “гонку”.


На всех площадках развернулась нешуточная борьба мастерства, опыта и смекалки. С одной стороны, управляющие самосвальной техникой водители, пытались как можно быстрее преодолеть требуемый отрезок скоростного маневрирования. Здесь им предстояло не только проехать по траектории в виде змейки, не задев ни одной вешки, но и выполнить еще три фигуры: “стоянка”, “стоп” и “колея”. Как раз вся соль последней заключалась в прохождении самосвалом имитированной колеи, где правая сторона колес машины должна была пройти между двумя брусками, не сбив их. Причем многие из маневров водители выполняли как передним, так и задним ходом.


А с другой – гусеничные экскаваторы уверенно устремлялись к металлическим стойкам, где им предстояло искусно с помощью кромки ковша разбить яйцо, не повредив при этом стеклянную “стопку”, и столь же быстро вернуться на исходную позицию. Не менее виртуозно операторы выполняли и задание “Шкворень”. Им требовалось одним из зубьев ковша зацепить трос, с закрепленным на нем металлическим шкворнем, и после разворота на 90 градусов опустить этот шкворень в трубу. А после вернуть стрелу в исходное стартовое положение. Также выполняли экскаваторщики и упражнение “Баскетбол”: с подставки в виде металлической трубы ковшом они брали баскетбольный мяч, чтобы он закатился в ковш, и после разворота стрелы на девяносто градусов отправляли его в стоявшее на земле ведро. Упражнение считалось выполненным, если стальная “рука” и машина возвращались в исходное положение, а оператор подавал звуковой сигнал.


В то же время на специально оборудованной площадке показывали свое мастерство и машинисты автогрейдера. Соревнующиеся проходили участок с препятствиями, где по ходу движения нужно было сбивать передним отвалом пять блоков, установленных в середине колеи на пеньках высотой двадцать сантиметров. Одновременно машинист и средним отвалом сбивал по столько же блоков с обеих сторон колеи, установленных также на пеньках, но уже высотой тридцать и сорок сантиметров.


Не менее искусные испытания ждали и машинистов фронтальных погрузчиков: полоса препятствий для них складывалась из двух этапов. На первом – в свой ковш они погружали баскетбольный мяч, снимая его с перекладины первых ворот, и отправляя перекладину в установленное место, а мяч с максимальной высоты отвала – в сетку. А второй этап – совершались аналогичные действия с перекладиной и мячом, но уже у вторых ворот, после чего машина должна была вернуться в исходное положение за финишной прямой.
Абсолютно во всех случаях беспроигрышный вариант и залог победы – пройти испытания, так сказать, без сучка и задоринки. Однако это удалось не всем: бруски смещались, ограждения предательски падали, яйца разбивались вместе с подставкой, не единожды удар принимали на себя и металлические стойки. Свидетелям такого накала страстей можно было только позавидовать. Публика ликовала и скандировала имена своих товарищей. Ведь каждая из семи команд-участниц упорно боролась за место на пьедестале. И после многочисленных подходов и заездов пальма первенства сразу в четырех видах состязаний досталась ребятам из Балахтинского ДРСУ.


“В этом году в копилку наших достижений ребята добавили несколько побед. В частности, машинист автогрейдера Владимир Понятковский занял 1 место, водитель КДМ Антон Мищенков – второе, водитель погрузчика Андрей Антипов 3 место, а экскаваторщик Дмитрий Даровских – 3 место. На конкурс подали заявки всего семь команд, а в прошлом их было больше. Соперники на чемпионате всегда серьезные. Я, приезжаю сюда который раз, знаю и площадку, и перечень испытаний, а вот участникам все в новинку. Поэтому желаю будущим участникам равняться на призеров, оттачивать навыки управления техникой и стремиться покорять конкурсный Олимп”, – говорит главный механик.


С гордостью и уважением организаторы, председатель Красноярской краевой организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Глушинский и гости чемпионата чествовали призеров, а сами участники скромно и по-доброму радовались своим достижениям. Спортивный формат явно пришелся по вкусу и дорожникам, и зрителям.


Как знать, возможно, такие старты будут примером и для других отраслей Красноярья, а тем, кто не занял призовые места, еще выпадет шанс для реванша.


Кто бы мог подумать, что вышеописанные испытания лишь малая часть пути к победному Олимпу. Претендовать на участие в чемпионате согласно регламенту, могли лишь те, кто не только обладал удостоверением на право управления дорожно-строительной техникой, но и имел документ, подтверждающий прохождение проверки знаний по технике безопасности при проведении работ. А также прошел накануне соревнований обязательный медицинский осмотр.
Оказывается, в рамках чемпионата у претендентов на победу проверяют не только практические навыки и умения, но и теоретические знания. Так, по соответствующим направлениям знание теории у ребят проверяют посредством тестовых заданий на основе билетов. В перечне вопросов теоретической части в обязательном порядке фигурируют и темы по технике безопасности при производстве работ, и правила безопасности дорожного движения. К тому же, в зависимости от номинаций для участников составляют отдельные билеты, в которых не менее пяти вопросов с тремя готовыми ответами. Бальная система оценки знаний позволяет набрать каждому в сумме максимум пять баллов. Однако неверные ответы на два и более вопроса автоматически лишают участника перехода к практическим испытаниям.


Победителей чемпионата определяют по каждой номинации, и призовых места всего три. Соответственно, на протяжении всего чемпионата судейская коллегия строго оценивает результаты в каждой категории, обращая пристальное внимание на производительность, на качество выполняемых работ, на уровень теоретической подготовки, на знание и соблюдение правил техники безопасности.


Такой подход более чем оправдан, ведь наряду с признанием личных результатов, диплома или благодарности, медали или ценного памятного приза полагается и материальное поощрение.
Речь о том, что на предприятиях победителям чемпионата, занявшим призовые места, устанавливается и действует в течение года ежемесячная доплата к должностному окладу: за первое место 30%, за второе место – 20%, за третье место 10%. Согласитесь, достойная награда за профессиональные опыт, практику и навыки.


По мнению председателя Красноярской краевой организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимира Глушинского, подобные мероприятия служат не только укреплению профессиональных компетенций персонала, но и способствуют сплочению трудового коллектива в стремлениях повышать квалификацию и сообща достигать лучших результатов.


Елена Пузевич

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий