2012 год окончательно вступил в силу. Январские праздники кончились, наступили суровые будни. Завертелись часовые стрелки, замелькали дни, заработали станки, запущен новый процесс… Какою будет наша жизнь в наступившем году? В немалой степени это зависит и от того, с какими результатами мы прожили год ушедший. Будущее вырастает из прошлого — партнерские отношения времен не подлежат сомнению.
Итоги-2011 и перспективы-2012, необходимость комплексного подхода к решению задач, пути развития социального партнерства в нашем крае — таковы основные темы, которые были затронуты в интервью Андрея ГНЕЗДИЛОВА, — заместителя губернатора Красноярского края, координатора краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений со стороны Правительства края, — “Профсоюзам Красноярья”
— Андрей Алексеевич, что означает для вас понятие “социальное партнерство”?
— Если коротко, то я бы сказал, что это взаимодействие, построенное на принципах справедливого, уважительного и честного подхода ко всей системе взаимоотношений работодателя, работника и власти. Руководствуясь именно принципами социального партнерства, можно преодолеть противоречия, выработать общую позицию, что позволит за столом переговоров совместить, казалось бы, несовместимые интересы сторон.
Думаю, лет пять назад тема социального партнерства в Красноярском крае получила новый импульс, она начала развиваться особенно активно в большой степени благодаря усилиями краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Особое значение в этом вопросе, на мой взгляд, имеет награждение лидеров социального партнерства по итогам ежегодно проводимого краевого конкурса “За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства”, которое в хорошем смысле слова “подстегивает” работодателей и предпринимателей к тому, чтобы следовать провозглашаемым принципам социального партнерства, развивать их на своих предприятиях. В конечном счете, это выгодно всем — повышается эффективность работы предприятий, которые приобретают при этом большую капитализацию, большую результативность в долгосрочном плане, большую экономическую — и, конечно же, социальную — устойчивость… В свою очередь, работники с большим доверием относятся к работодателю, они уверены и в контроле властей — потому держатся за это место работы, добросовестно трудятся. В результате, текучка кадров минимальная, коллектив стабильный, человек довольный…
— Да, важность социального партнерства трудно переоценить… А как вы оцениваете работу комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в прошлом году?
— Поскольку я один из ее представителей, то мне трудно говорить, что наша краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений работала плохо. Но ведь она, действительно, работала достаточно хорошо и эффективно. Все заседания были насыщенные, на них рассматривались ключевые вопросы, каким-либо образом входящие в компетенцию комиссии, находящиеся под ее контролем. В том числе, ситуации с кризисными предприятиями, исполнение бюджета, новые системы оплаты труда, трудоустройство молодежи и инвалидов и многое-многое другое. Очень важно, что все обсуждения были заинтересованными, острыми и нередко критическими.
Именно в ходе таких горячих дискуссий рождались решения, которые являются плодом компромисса, результатом реального взаимодействия сторон.
— То есть, вы убеждены, что комиссия — не формальный бюрократический орган, а действительно работающая структура?
— Безусловно. Хотя надо признаться, что когда я впервые ее возглавил, больше года назад, то мне казалось, что это работа во многом формально-официозная… Отнюдь. Во-первых, работа в комиссии требует самого серьезного, глубокого подхода. Во-вторых, она, безо всяких сомнений, полезна для общества, в котором мы живем. Возьмем, к примеру, вопрос заработной платы. Комиссией он рассматривается со всех сторон и со всеми нюансами. Важность этого вопроса очевидна, как, впрочем, очевидно и то, что это вопрос компромиссов — и не только для представителей власти и профсоюзов, но и для работодателей. Естественно, что решения, которые будут эффективны для всех, подразумевают высококачественную и хорошо организованную работу.
Извечное требование профсоюзов об увеличении заработной платы — абсолютно нормальное и, в общем-то, справедливое явление. Но ведь и аргументы их оппонентов — вопросы наличия соответствующих ресурсов, эффективности труда, и прочее — тоже отражают какую-то сторону действительной жизни. Разбирая этот сложный клубок, трехсторонняя комиссия стремится найти — и большей частью, находит! — разумный выход. Допустим, в сложный кризисный год зарплата бюджетников не поднималась, а в прошлом 2011-м она, пусть ненамного, но увеличилась. Это результат взаимодействия трех сторон социального партнерства, которое происходит в рамках работы краевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Хочу подчеркнуть, что вопрос увеличения зарплаты вряд ли когда-нибудь уйдет из повестки дня, но он не является какой-то там “точкой преткновения” или, скажем, “тупиком развития” социального партнерства. Скорее, даже напротив — вопрос о заработной плате диалектически развивает взаимоотношение трех главных героев современного социально-трудового мира.
— Андрей Алексеевич, каковы, на ваш взгляд, наивысшие достижения в социально-трудовой сфере края в последний год? Наибольший провал?
— В первую очередь, я бы выделил, наверное, заключенное на 2011-2013 годы краевое трехстороннее соглашение — в качестве важного элемента взаимодействия в социально-трудовой сфере. Ситуация была крайне непростая, но вместе, за столом переговоров, мы нашли общий компромисс, и это есть на самом деле хорошее достижение в плане того, что каждая из сторон получила максимум из возможного на данный период, а все вместе — возможность сохранять мирное сосуществование, не допускать конфликтов и расшатывания устоев.
Кроме того, нам удалось в какой-то степени стабилизировать обстановку на проблемных предприятиях, где в кризис образовалась просто сумасшедшая задолженность по заработной плате. В частности с помощью профсоюзов нам удалось добиться значительного ее снижения, и сейчас в Красноярском крае один из самых лучших в Сибири показателей по выплате долгов по зарплате.
Также важным итогом работы краевой трехсторонней комиссии считаю введение новых систем оплаты труда. Совместная работа с представителями краевых профсоюзов позволила, начиная с 2010 года, ввести новые системы оплаты труда в учреждениях края.
Что же касается “провалов”, то здесь, пожалуй, я бы назвал пробуксовку с развитием социального партнерства на уровне муниципальных образований края. Выезды на места, встречи с руководителями местного уровня, обсуждение вопросов социального партнерства в муниципальных районах — все это очень важные моменты в нашей общей работе. Однако, пока наша совместная деятельность в этом направлении не дает желаемых результатов. На нынешний 2012 год уже отданы все соответствующие распоряжения каждым из координаторов сторон, план согласован. Полагаю, что более структурированный подход к решению данной задачи представителями каждой из сторон социального партнерства краевого уровня позволит в наступившем году достичь более значимых результатов.
— На встрече губернатора с профактивом 13 октября прошлого года прозвучала мысль о том, что при проведении различных краевых тендеров можно было бы сделать обязательным критерием социальную ответственность работодателя — в виде, допустим, наличия на его предприятии профсоюза и коллективного договора — как основных показателей здорового социального климата… Как вы считаете, возможно ли, в нынешних условиях ввести какие-либо стимулы к повышению социальной ответственности работодателя?
— Я считаю, что социальную ответственность надо поощрять, а ее отсутствие необходимо наказывать. Но только применять эти “кнуты и пряники” по закону, на основании нормативных документов. Конечно, я думаю, что стимулы возможны, и это — отдельная тема для трехсторонней комиссии. Возможно, будет целесообразным совместно обсудить и принять соответствующие рекомендации на заседании комиссии. Сторона Правительства края поддержит инициативу партнеров по детальному обсуждению этой темы. Так же, на мой взгляд, очень важна, популяризация социального партнерства, доведение до общественности информации о тех предприятиях и учреждениях, где социальное партнерство серьезно развито. Это отдельный блок работы комиссии, который запланирован нами на 2012 год.
— Чего вы ждете от своих социальных партнеров — работодателей и профсоюзов?
— Работа, которая происходит сейчас, по развитию социального партнерства меня как представителя Правительства в трехсторонней комиссии полностью устраивает. С одной стороны, есть профессионально и качественно обоснованные требования, с другой стороны — есть и желание нахождения компромиссных решений. Насчет нынешнего взаимоотношения с профсоюзами могу сказать, что, требования профсоюзов, в большинстве своем, носят обоснованный характер, и мы просто не можем не прислушиваться к ним. Допустим, когда профсоюзы очень жестко ставили вопросы по транспортникам и по отрасли ЖКХ, трехсторонняя комиссия путем взаимодействия с предприятиями, с властными структурами отыскивала выход из этих сложных ситуаций. Поэтому мое главное пожелание к профсоюзам, а также к работодателям, состоит в том, чтобы они оставались такими же последовательными и конструктивными в своих действиях.
Вопросы задавал Валерий ХОБОТКОВ