Ответ Федеральной антимонопольной службы "О ценах на нефтепродукты"

Уважаемый г-н Исянов!

В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба в пределах своей компетенции рассмотрела поставленные в Вашем обращении вопросы относительно уровня цен на нефтепродукты и сообщает.

Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).

Федеральная антимонопольная служба пресекает злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на нефтепродукты на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

В целом за 2008-2009 годы центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными управлениями рассмотрели более 260 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов, наложено штрафов на сумму свыше 26 миллиардов рублей.

В 2008 году ФАС России признала крупные нефтяные компании (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть») нарушившими антимонопольное законодательство. В 2009 году данные компании в очередной раз злоупотребили своим положением на рынке нефтепродуктов. Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердил законность и обоснованность решений, предписаний и постановлений ФАС России о наложении штрафа в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», и ОАО «Газпром нефть». В настоящее время все вертикально-интегрированные нефтяные компании, нарушившие антимонопольное законодательство, оплатили штрафные санкции в бюджет Российской Федерации.

30 октября 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации», предусматривающий ужесточение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Теперь за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере, предусмотрено уголовное наказание.

В случае отсутствия правовой и экономической обоснованности действий крупных нефтяных компаний, доминирующих на рынках автомобильного топлива, ФАС России и ее территориальные органы будет возбуждать новые дела о нарушении антимонопольного законодательства.

С февраля 2011 года наблюдалось снижение цен на нефтепродукты, как на нефтеперерабатывающих заводах, так и на АЗС, максимальное снижение цен было достигнуто в марте и в первых числах апреля. В начале апреля, была зафиксирована повышательная динамика цен на нефтепродукты. ФАС России совместно со своими территориальными управлениями в ежедневном режиме продолжает проводить мониторинг складывающейся ситуации с целью выявления нарушения антимонопольного законодательства, в том числе и на региональных рынках.

Период 2010-2011 г.г. характеризовался устойчивым ростом цен на нефтепродукты на мировом рынке, таким образом для нефтяных компаний поставки на экспорт нефтепродуктов были более привлекательны.

По данным ФГУП ЦДУ ТЭК увеличились поставки на экспорт, при этом, при реализации на внутреннем рынке были созданы дискриминационные условия для независимых хозяйствующих субъектов на рынке нефтепродуктов. В некоторых субъектах Российской Федерации возник дефицит моторных топлив, в целом ухудшились условия конкуренции на розничных и мелкооптовых рынках нефтепродуктов.

Вследствие указанных событий возник ажиотажный спрос, что привело к росту цен на рынке нефтепродуктов.

Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по стабилизации сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

По мнению ФАС России, повышение стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке является системной задачей, для решения которой необходимо совместно с федеральными органами исполнительной власти реализовать комплекс мер, направленных на изменение налоговой политики, законодательной базы Российской Федерации, а также соблюдение антимонопольного законодательства.

Текущая ситуация как на оптовых, так и на розничных рынках нефтепродуктов находится на постоянном контроле ФАС России.

Территориальные органы ФАС России в конце 2010 и начале 2011 года возбудили более 60 дел в отношении нефтяных компаний по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов.

28 декабря 2010 года Красноярское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «РН Красноярскнефтепродукт» по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оптовой реализации дизельного топлива. Рассмотрение назначено на 1 августа 2011 года.

28 декабря 2010 года Красноярское УФАС России возбудило дело в отношении ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оптовой реализации дизельного топлива. Рассмотрение назначено на 1 августа 2011 года.

09.02.2011 Федеральная антимонопольная служба приняла решение о возбуждении дел в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний – ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Заседания Комиссий назначено на первую половину июля текущего года.

Информируем, что копия Вашего обращения направлена в Красноярское У ФАС России (адрес: 660017, г. Красноярск, пр-т Мира, д. 81-д; руководитель — Захаров Валерий Михайлович).

П.Т. Субботин

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий