Ответ Федеральной антимонопольной службы России на обращение Председателя комитета по энергетике ГД РФ о принятии мер по стабилизации цен на нефтепродукты

[b]Председателю комитета по энергетике
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Ю.А. Липатову[/b] [b]О мерах по стабилизации цен на нефтепродукты[/b]

Уважаемый Юрий Александрович!

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела Ваше обращение принятии мер по стабилизации цен на нефтепродукты и сообщает

Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. ВИНК доминируют в Российской Федерации (в то числе коллективно) на рынках добычи и переработки нефти более чем в половине субъектов Российской Федерации сложились монополизированые региональные рынки хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Рынок нефтепродуктов обеспечивается на 85% продукцией, производимой пятью ВИНК.

Сформировались и непрозрачные правила при работе на рынке:
– запрет реализации независимым покупателям нефтепродуктов ВИНК регионах присутствия АЗС данной ВИНК, ограничение допуска независимых к продажам крупным оптом, закрытые тендеры по продаже нефтепродуктов ВИНК
– недопуск независимых трейдеров, сетей АЗС к мощностям хранения ВИНК
– закрытое трансфертное ценообразование, перенесение центра прибыли на переработку (добычу) и минимизация маржи сбытовых подразделений ВИНК отсутствие продаж нефтепродуктов собственным АЗС (отгрузка по себестоимости): для выдавливания конкурентов на розничном рынке.
– завышение цены реализации нефтепродуктов в регионе нахождения НПЗ по сравнению с соседними регионами при отсутствии экономического обоснования.
– давальческие схемы переработки ВИНК собственной нефти (следствие минимизации налогов); невозможность определить ценообразование, исключение из рыночного оборота такой нефти
– непрозрачность и информационная закрытость: данные о том, сколько кому и по какой цене продано нефтепродуктов, участникам рынка недоступны текущая информация о запасах и объемах производства также не публикуется, отраслевые органы не обобщают эту информацию.

[b]НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА[/b]

В 2008 году ФАС России было возбуждено более 150 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства на топливных рынках. Размер штрафов за нарушение антимонопольного законодательства:
– начисленных по делам, завершенным производством в 2008 году составляет более 250 млн. руб.
– по делам, находящимся в производстве, размеры штрафов могут существенно превышать эту величину.

Из общего количества дел по нарушению антимонопольного законодательства на топливных рынках::
– согласованные действия хозяйствующих субъектов – 26
– злоупотребление доминирующим положением – 20

Из них:
– на рынках авто бензинов – 33
– на рынках авиаГСМ и ТЗК – 13.

В июне 2008 года ФАС России направила в Правительство Российской Федерации доклад о ситуации на рынках авиатоплива, в котором было отмечено, что антимонопольная служба продолжает анализ ситуации, а также, что в ряде аэропортов страны установленные операторами ТЗК цены существенно превышают средний по стране уровень и выше уровня цен в зарубежных аэропортах. В результате были возбуждены дела по нарушениям в этой сфере в 13 регионах.

21 июля 2008 года было принято решение о возбуждении дела в отношении пяти вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ОАО "Роснефть", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "ТНК-ВР" и ОАО "Газпром нефть" в части злоупотребления коллективным доминирующим положением.

Впервые в практике антимонопольного ведомства рассматриваются дела таком масштабе в границах рынка Российской Федерации и по всему продуктовому ряду от нефти до нефтепродуктов, в том числе: – бензины, авиаГСМ, дизтопливо, мазут.

Если факт нарушения подтвердится, то размер штрафа может составить несколько миллиардов рублей. Именно под такого рода дела в закон "О защите конкуренции" было введено понятие совместного доминирования на рынке. Ранее ситуация с ценами была стабильной: сейчас она кардинально изменилась и требуется применение антимонопольные мер.

По мнению ФАС России, повышение стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов является системной задачей, для решения которой федеральным органам государственной власти необходимо совместно реализовать комплекс мер.

[b]Мероприятия, предлагаемые ФАС России по стабилизации, цен нефтепродукты[/b] [b]1. ОПЕРАТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ[/b]

– Таможенные пошлины.

Необходим гибкий механизм защиты внутреннего рынка при установлении пошлины на нефтепродукты, в том числе сезонной.

– Организация товарных интервенций на рынке нефтепродуктов. Проведение организованных интервенций за счет средств Росрезерва поможет сгладить ценовые колебания: в период повышенного спроса на отдельные виды нефтепродуктов. При этом важно, чтобы процедуры проведения таких интервенции были бы максимально прозрачными и некоррупционными – решения о их проведении должны приниматься коллегиально, но в максимально закрытом режиме.

– Принятие мер антимонопольного воздействия.

Угроза применения санкций (возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложение штрафов) является сдерживающим фактором для осуществления антиконкурентных действий

– Согласование графиков вывода в ремонт нефтеперерабатывающих мощностей.

Информация о выводе в ремонт перерабатывающих мощностей, а также данные об остатках топливных ресурсов являются важными индикаторами динамики предложения на внутреннем рынке и во многом формируют ожидания участников рынка. Отсутствие публичных и оперативно доступных участникам рынка индикаторов динамики предложения нефтепродуктов приводит к неопределенности при формировании ожиданий и принятии участниками рынка управленческих решений и, как следствие, к ценовой нестабильности (как правило к росту цен).

Реализация указанных мероприятий повысит кратко- и среднесрочную стабильность ожиданий участников рынка, а также позволит осуществлять планирование и своевременно учитывать возможное снижение предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке для предотвращения ажиотажного спроса и существенного роста цен в условиях дефицита.

[b]2. СРЕДНЕСРОЧНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ.[/b]

– Заключение прямых контрактов и организация торгов нефтепродуктами ВИНКами на рыночных принципах в целях обеспечения существуют потребностей и прироста потребления. Осуществление контроля за сделками.

– Организация биржевых торгов нефтепродуктами.

Установление обязательных для продажи на открытых торгах (бирже) объемов нефти и нефтепродуктов могут позволить сформировать минимально необходимую ликвидность и стимулировать к вовлечению в торговый оборот новых объемов нефти и нефтепродуктов.

– Повышение прозрачности ценообразования и хозяйственных отношение в условиях монополизированной структуры рынков нефти и нефтепродуктов.

Обособление по основным видам деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга.

– Антимонопольные меры, результат которых, с учетом разбирательств в судах всех инстанций, может наступить через год.

Указанные выше меры ФАС России могут быть вынесены в рамках предписаний по делам в порядке контроля крупных сделок.

Поскольку меры структурного характера, выставляемые в рамках требований антимонопольного органа, могут быть оспорены в суде и быть предметов долгих разбирательств, полагаем возможным рассмотреть вопрос об установлении подобных мер в законодательном порядке.

[b]3. ДОЛГОСРОЧНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ.[/b]

Необходимо поэтапное снижение налоговой нагрузки на отрасль, так как налоги составляют 55-60% в конечной цене нефтепродуктов. При этом необходимо обеспечить регулирующее воздействие налогов и других обязательных платежей с созданием условий устойчивости ситуации на внутренних рынках.

– Изменения налогового и таможенного законодательства:

а) отвязка НДПИ от внешней цены на нефть;

б) установление дифференцированной шкалы НДПИ в зависимости от условий нефтегазодобычи;

в) скользящая (либо с коротким сроком принятия решения) пошлина на нефть.

– Необходима модернизация НПЗ, с целью увеличения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Кроме этого, целесообразно сооружение НПЗ, не входящего в состав ВИНК, возможно с использованием средств инвестиционного фонда.

[b]А.Н. Голомолзин
04.08.2008[/b]
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий