Профсоюзные реалии глазами полпреда ФНПР

"Солидарность. Красноярский выпуск"

В Красноярске с рабочим визитом побывал представитель Федерации независимых профсоюзов России в Сибирском федеральном округе
Дмитрий Морокин.
Наш корреспондент в блиц-интервью расспросил его о компетенциях и полномочиях на посту и попросил дать оценку профсоюзной работы красноярских коллег.

– Расскажите об институте представительства ФНПР в Сибирском федеральном округе и каков ваш карьерный путь?

– Представительство ФНПР в Сибирском, как и в других федеральных округах, было создано вслед за институтом представителя президента в округах. В Сибири в двухтысячном году и появился данный институт. С того момента на посту сменились три представителя. Я занял должность представителя ФНПР в Сибирском федеральном округе, секретаря ФНПР вслед за Александром Гуляко, который руководил Объединением профсоюзов Республики Алтай. А он в свою очередь сменил Виктора Бабакова, который был профлидером Новосибирской федерации профсоюзов.

До продвижения по “карьерному лифту” возглавлял Новосибирский обком профсоюза строителей, а перед этим трудился специалистом по работе с молодежью и на информационной ниве. Был лидером первичной профсоюзной организации. Первые шаги в профсоюзной деятельности, как и большинство коллег, сделал будучи активистом и, конечно же, был верен идее, что каждому трудящемуся необходимо состоять в профсоюзе.

– Дмитрий Викторович, какое ваше непосредственное участие и функционал в этой профсоюзной работе?

– По большому счету, вектор нашей работы направлен на “курирование” внутрипрофсоюзной среды и выстраивание прочных связей между всеми профсоюзными организациями СФО. Полпред ФНПР нацелен на взаимодействие с социальными партнерами на уровне округа. Эти отношения регламентированы окружным соглашением, в рамках которого налажен диалог ФНПР с “Сибирским соглашением” – организацией, объединяющей руководителей регионов Сибири, и Союзом промышленников и предпринимателей. Данное соглашение направлено на улучшение жизни сибиряков и трудовых коллективов, на развитие человеческого капитала, социального партнерства и промышленного комплекса. Однако мы стремимся развить эти связи, чтобы пересмотреть содержание соглашения и добавить как можно больше социальных гарантий, чтобы улучшить отношение к человеку труда.

– Что именно, на ваш взгляд, необходимо сделать профсоюзам Сибири в этом направлении?

– Во-первых, убеждать социальных партнеров повернуться лицом к трудовому коллективу и соразмерно делить производственную прибыль, которую зарабатывает персонал совместными усилиями. При этом профсоюзами ни в коем случае не отрицается роль ни руководящего звена, ни собственников организаций, которые своими связями, новыми идеями, новаторским подходом создают востребованный продукт и создают новые рабочие места. У профсоюзов нет антагонизма к работодателям. Другое дело – профсоюзы требуют справедливого распределения средств, полученных и заработанных коллективно. В этом ключе отраслевым профсоюзам приходится спорить и вести переговоры, а затем прописывать гарантии в коллективные договоры или региональные, отраслевые или иные соглашения.

Во-вторых, предложить социальным партнерам создать окружную трехстороннюю комиссию, чтобы хотя бы раз в полгода мы могли сконцентрировать свое внимание на насущных проблемах, к примеру, на кадровом вопросе. Сибирь большая и каждый регион идет по собственному пути развития. У одних развита промышленность, но дефицит трудовых ресурсов – Красноярский край, Новосибирская область. У других наоборот – есть человеческий капитал, но нет развитой промышленной инфраструктуры. И чтобы минимизировать отток кадров из Сибири в другие регионы, например, в центральную Россию, нам необходимо сообща решать вопросы внутренней миграции трудовых ресурсов. Допустим с помощью кадрового потенциала Республики Тыва, где рекордный прирост населения по Сибири, и чуть ли не самый высокий по Российской Федерации.  Хотелось бы, что эти люди не уезжали далеко от дома, а трудились где-то рядом. От этого, по моему мнению, Сибирский регион только выиграет.

– Получается, профсоюзная сторона ратует за многофакторный подход к развитию региона, в том числе и в части трудовой миграции?

– Безусловно, нужно регулировать эти потоки. Ведь, по большому счету, данное направление формируется рыночной моделью и подчинено закону спроса и предложения. Если три стороны социального партнерства на уровне округа сообща примут участие в решении этих задач, то не только рынок и экономические условия будут влиять на ситуацию, но и мы в организационном плане. Человек же трудоустраивается не только ради материального блага, а в том числе рассчитывает и на комфортные и безопасные условия труда. Это важно не только в момент, когда он уже приступает к работе, но и тогда, когда просматривает объявление работодателя на каком-нибудь ресурсе в Интернете. По сути, соискатель понятия не имеет, что происходит в том или ином регионе и на предприятии, не владеет информацией о климате и в каких погодных условиях предстоит жить и трудиться.  Он не знает, с какими финансовыми затратами столкнется, а это все нужно учитывать.

Профсоюзная сторона намерена действовать в общих интересах и способствовать развитию Сибири. К тому же, существует огромное количество моментов, где социальные партнеры могли бы быть друг другу полезны.

– Какое из направлений во внутренней профсоюзной деятельности вы считаете приоритетным?

– Кадровую политику. Мы сфокусированы на формировании стратегического резерва, подготовке и выращиванию профсоюзных кадров на любом уровне. Причем одним из основных моментов в этой работе является создание условий для того, чтобы в федеральном округе, например, у Федерации профсоюзов Красноярского края, был кадровый резерв на должность председателя, чтобы профлидер был профессионально подготовлен, прошел обучение в Академии труда и социальных отношений, и в любой момент был способен принять на себя руководство профсоюзной организацией.

Кадровый резерв должен быть на любом уровне профсоюзной структуры: от ППО до ЦК.

Также отмечу, что у отраслевых профсоюзов имеются представители в СФО, которые работают в более широком диапазоне. Как раз с ними взаимодействуем, и более того, не отгораживаемся ни от обкома, крайкома или рескома, и готовы налаживать связи с любыми членскими организациями, даже с первичками.

– Как вы оцениваете ситуацию с возможной отменой районных коэффициентов?

– Считаю, что ни одна федерация профсоюзов не должна проспать этот момент и допустить отмены районных коэффициентов или так называемых “северных надбавок”. ФНПР не первый год аккумулирует всю информацию по данному вопросу и направила предложения для правительства Российской Федерации с тем, чтобы сохранить на достойном уровне заработок людей, проживающих в Северных территориях и приравненных к ним районах. Масштабный пересмотр и отмена нормативных правовых актов не за горами, и профсоюзные организации отстаивают эти надбавки, в то время как власти форсируют события. В частности, в Забайкалье правительство региона выступило с инициативой самостоятельно отменить эту надбавку, которая давалась регионам. То есть у них есть федеральный коэффициент в 20% и региональный – 20%. И вот региональную часть планируют убрать. Конечно же, это все преподносится с благими намерениями. Однако профсоюзы Забайкалья не видят никаких плюсов от предлагаемой инициативы, и ожидают подвоха. Есть опасение, что за красивыми словами обязательно будет скрыта какая-то подоплека, которая в последствии обернется вычетом из реальной заработной платы тружеников и членов профсоюзов. Уже сейчас некоторые федерации профсоюзов предлагают внести изменения в нормативные правовые акты регионов, которые позволят сохранить эту надбавку.

Например, Федерация профсоюзов Красноярского края совместно с правительством Красноярского края провели эту работу и сохранили районный коэффициент.

В целом, конечно же, ФНПР держит руку на пульсе, и не допустит снижения заработной платы в регионах. Однако каждая первичная профсоюзная организация или крайком должны контролировать выполнение трудового законодательства, чтобы не возникло никаких проблем в части получения достойной оплаты труда.

– Скажите, можно ли деятельность Федерации профсоюзов Красноярского края считать примером для других регионов?

– Сразу скажу, что в Федерации профсоюзов Красноярского края на высоком уровне организована работа с молодежью. Молодежный Совет ФПКК демонстрирует хорошие результаты в подготовке кадров. О профессионализме команды от Федерации профсоюзов Красноярского края могли судить многие, кто участвовал в Общероссийском стратегическом резерве на Байкале. Ребята из вашей “молодежки” были составителями и организаторами обучающих программ для одного из прошедших “Стратегических резервов”.

Кроме того, наблюдаем и признаем большие успехи Федерации профсоюзов Красноярского края в выстраивании социального диалога с партнерами.

Нельзя не отметить эффективность информационной работы в стенах ФПКК. Газета “Солидарность, Красноярский выпуск” – единственный проект в стране, имеющий статус федерально-регионального издания, который более 20 лет дает читателям полезную и важную профсоюзную информацию.

Несмотря на то, что иногда федерации и входящим в ее состав крайкомам приходится нелегко в переговорном процессе, вы достигаете результатов – заключаете соглашения с хорошими социальными гарантиями и индексацией заработной платы. Поэтому другие территории равняются на вас, смотрят на социальную ориентированность ваших работодателей и сравнивают показатели оплаты труда и объемы профсоюзных преференций.

В заключении беседы Дмитрий Викторович поблагодарил ФПКК за теплую радушную встречу и пожелал профлидерам и активистам уверенности в собственных силах и твердости характера в реализации любых достижений.

Елена ПУЗЕВИЧ, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №24-2023

Оцените статью
( 5 оценок, среднее 4.8 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.