В Красноярске перед стартом нового учебного года состоялся традиционный августовский педагогический совет. В этом году событие было посвящено теме “Единое образовательное пространство как условие развития суверенной системы образования”.
На мероприятии с докладом выступила председатель Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования Людмила Косарынцева. В своем выступлении она сделала акцент на кадровом вопросе, оплате труда и тех изменениях, которые ждут систему образования с 1 сентября. Также Людмила Косарынцева поздравила педагогов с наступающим новым учебным годом.
На страницах газеты “Солидарность. Красноярский выпуск” публикуем доклад Людмилы Косарынцевой.
Уважаемые коллеги!
В своем приветственном слове разрешите мне поздравить всех участников августовского педсовета, а в вашем лице и педагогические коллективы с началом нового учебного года, а также акцентировать внимание на нескольких моментах, определяя их ключевыми на очередной учебный год, решение которых сможет обеспечить выполнение поставленных задач перед системой образования.
Но прежде всего, мне бы хотелось сказать спасибо Маковской Светлане Ивановне и аппарату Министерства образования края за совместную работу в рамках социального партнерства, за конструктивный диалог и понимание необходимости и роли профсоюзной организации в вопросах социальной защиты педагогов.
Но при всех принимаемых решениях и мерах проблемы продолжают оставаться.
В первую очередь, хочу остановиться на кадровом вопросе. К сожалению, за последнее время не произошло положительных изменений в тенденциях и решении системных проблем, сложившихся на протяжении длительного периода времени в сфере кадрового обеспечения образовательных организаций. Количество учительских вакансий продолжает расти. Наибольшие трудности школы испытывают с учителями математики, иностранных и русского языков, начальных классов.
Наш край вошел в “лидеры” по количеству открытых вакансий – 1,3 тысячи предложений – и это при том, что нагрузка составляет 1,74 ставки.
Кадровый дефицит по-прежнему характеризуется:
- слабым притоком молодых специалистов;
- сокращением доли учителей, находящихся в активном трудовом возрасте (30-50 лет);
- увеличением доли учителей предпенсионного и пенсионного возраста (как в целом в возрасте “50+”, так и в возрасте свыше 60 лет);
- увеличивающейся учебной нагрузкой;
- уровнем заработной платы.
Кроме того, по результатам исследований, проведенных Центром экономики непрерывного образования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, на вопрос о том, что бы помогло сохранить молодые кадры в школе, 42% респондентов указали на решение жилищной проблемы, 31% – на дополнительные выплаты; 16% – на создание благоприятных условий работы, 8% – на возможности для развития карьеры. И никто не сказал о призвании как о главном мотиве остаться в профессии.
Считаю, что решать проблему привлечения педагогических кадров и закрепления молодых преподавателей нужно путем создания комплексной краевой долгосрочной программы.
Мы готовы совместно с министерством образования края подключиться к разработке такой программы.
Также хочу отметить, что тему привлечения в школы молодых специалистов педагоги нашего края два месяца назад обсуждали на встрече с врио губернатора Красноярского края Михаилом Котюковым в рамках VII выездной Школы молодого педагога, которую мы ежегодно проводим в “Багульнике”.
Молодые специалисты обозначили в принципе тот же круг тем, связанный с решением жилищных проблем, состоянием инфраструктуры в тех территориях, где они живут и работают, строительством и ремонтом образовательных учреждений, в том числе и организаций дополнительного образования.
Замечу, что на протяжении 7 лет наша выездная Школа является площадкой профессионального и творческого общения, повышения мастерства и социальной активности молодых педагогов.
За эти годы сложился актив ребят, которые инициируют проведение подобных мероприятий у себя в муниципалитетах, и я хотела бы отметить территории, в которых проходят подобные мероприятия, и поблагодарить руководителей управления образования за содействие. Это Нижнеингашский, Большеулуйский, Боготольский, Бирилюсский, Енисейский, Казачинский, Пировский, Тюхтетский районы и город Боготол.
Наш Профессиональный союз обладает интеллектуальными, организационными, материально-техническими ресурсами, которые сегодня мы также направляем на содействие профессиональному и личностному развитию педагогов, закрепление их в образовательных организациях.
Уважаемые коллеги!
Наиболее острыми для краевой системы образования остаются вопросы оплаты труда.
На каждой конференции я про это говорю, но, к сожалению, пока революционных изменений в оплате труда нет, и поэтому говорить уже просто стыдно.
Все ждут новую систему оплаты труда, предложенную Правительством РФ, но с учетом того, что сроки внедрения каждый раз переносятся, считаем необходимым вернуться к обсуждению действующей системы оплаты труда: увеличить гарантированную часть заработной платы за счет реального увеличения базовых окладов.
Предлагаем министерству образования совместно с Профсоюзом незамедлительно начать эту работу.
Кроме того, это необходимо сделать еще и потому, что с 01.01.2024 года планируется увеличить МРОТ на 18,5%, что составит в центральной части Красноярского края 30 795 рублей. Количество педагогов, получающих заработную плату на уровне МРОТ, неизменно вырастет, и это реально приведет к еще большей социальной нестабильности и несправедливости в образовательных организациях. Более того, на доплаты до МРОТ может быть использован весь стимулирующий фонд, а вопрос отсутствия дифференциации между квалифицированным и неквалифицированным трудом еще больше обострится.
На наш взгляд, допустить этого нельзя.
В новом учебном году нас ждут и другие серьезные изменения.
С 1 сентября меняется Порядок аттестации педагогов. Если аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности, на первую и высшую квалификационную категорию понятны, хотя и здесь есть вопросы, то с установлением новых квалификационных категорий: “педагог-наставник”, “педагог-методист, еще предстоит разобраться.
В настоящее время уже подготовлены Общероссийским профсоюзом образования совместно с Министерством просвещения РФ методические материалы в форме ответов на наиболее актуальные вопросы по применению приказа № 196 (прим. ред.: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”).
Следует отметить, что те вопросы и задачи, которые сегодня будут поставлены в части совершенствования различных направлений и форм воспитательной работы среди обучающихся позволяет сделать вывод о том, что должно будет усилено внимание профсоюзных организаций всех уровней:
- к соблюдению трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников, занимающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
- к организации возрастающего объема внеурочной деятельности в первую очередь в образовательных организациях в условиях недофинансирования этого вида деятельности, а также к порядку и условиям оплаты труда педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность;
- к принимаемым мерам по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников.
В этой связи хочу заметить, что Общероссийским профсоюзом образования было принято решение о проведении во втором полугодии этого года Общепрофсоюзной тематической проверки по соблюдению законодательства Российской Федерации при определении и изменении учебной нагрузки педагогических работников образовательных организаций, а также при подготовке отчетной документации при реализации образовательных программ. Порядок проверки был разработан совместно с Рособрнадзором. Данная проверка пройдет и в нашем крае. Прошу руководителей образовательных организаций отнестись с пониманием и содействовать внештатным правовым инспекторам в проведении проверки на качественном уровне, иначе проблему, связанную с избыточной отчетностью, мы никогда не решим.
Уважаемые коллеги!
Я остановилась только на трех моментах, которые являются, на мой взгляд, основными и реально могут способствовать решению непростых задач, поставленных перед системой образования сегодня. При этом нужно понимать, что педагоги – люди с особой миссией, наивысшее предназначение которых – формировать “человеческий потенциал” России.
Хочу также заметить, что Год педагога и наставника Указом Президента Российской Федерации был объявлен с целью признания особого статуса педагогических работников. Поэтому эксплуатировать знания, способности и этические нормы этих высококлассных специалистов без соответствующей отдачи со стороны государства и общества становится все труднее. И нельзя до бесконечности испытывать терпение тех, кто, в конечном итоге, обеспечивает государственную безопасность и будущее края и страны.
Двигаясь по восходящей спирали роста и перемен, мы общими усилиями будем снова и снова познавать, брать обязательства и действовать, поднимаясь на новый виток. И тогда точно произойдут те позитивные изменения в нашей совместной работе, которые мы ожидаем и которых достойны.
Берегите учителей!
А мы всегда будем рядом и будем помогать отстаивать позицию учителя, воспитателя, преподавателя.
С Новым учебным годом!
Здоровья и настроения, радости и оптимизма, счастья и благополучия вам и вашим близким.
Спасибо за внимание.