Нередко профсоюзный активист, отвечающий за информационную работу, занят на основной своей работе, и у него едва ли выдается время написать развернутый материал. Однако освещать работу профорганизации необходимо. Написать новость о прошедшем мероприятии или встрече – самый оптимальный вариант.
Новость – один из наиболее распространенных и востребованных жанров. Она имеет четкую структуру, небольшой объем, и к тому же новость сама по себе содержательна. Как написать новость? Именно на этот вопрос редакция газеты “Солидарность. Красноярский выпуск” даст ответ в этом материале. Надеемся, он покажется полезным нашим читателям.
Где брать темы? С чего начать? Надо искать вдохновение? В общем: как написать новость? Вопросов много, и однозначного ответа никто не даст. Как и любое другое ремесло, новостная журналистика требует определенного набора навыков и умений. В этом обучающем материале мы приведём несколько, на наш взгляд, важных советов профсоюзным активистам, ответственным за информационную работу в профсоюзах, или же просто заинтересованным в писательстве.
Оговоримся сразу: мы не берёмся утверждать, что приведённые далее советы являются истиной последней инстанции. Нет. Эти пункты всего лишь краткий пересказ литературы, сдобренный малой толикой опыта, на основе которых автор учился и ещё будет учиться, ибо нет предела совершенству. К тому же автор не сделает из вас новостного журналиста, если вы прочитаете несколько абзацев, однако даст некое представление о том, как пишется новостной текст.
О ЧЕМ ПИСАТЬ
Для начала нужно познакомиться с таким понятием как информационный повод. Информационным поводом называется событие, явление или высказывание, которое может вызвать интерес у аудитории или уже вызвало какую-либо реакцию.
Информационным поводом может стать заключение коллективного договора или какого-либо соглашения, сообщение о том, что сделано, что планируется сделать, какие решения приняты, о чем удалось или не удалось договориться, с какими вопросами в профсоюз обращаются его члены и как удается их решать, прошедшее спортивное или культурное мероприятие и т.д. Словом, внимания заслуживает любая из сторон многогранной профсоюзной жизни.
Также поводом для сообщения может стать и касающаяся профсоюзной жизни федеральная или региональная новость.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НОВОСТЬ
Новость очень удобно писать, поскольку она имеет четкую структуру. Есть полезная шпаргалка, помогающая выстроить новость правильно – “принцип перевернутой пирамиды”. Принцип этот заключается в том, что по мере убывания пирамиды подается наименее важная информация.
Представьте перевернутый треугольник. Верхняя, самая большая, “жирная” часть – есть зерно новости – это заголовок и лид (лид т.е. ведущий, первый абзац). Далее следуют “тело” новости и бэкграунд.
Заголовок новости содержит главное – что произошло, лид – это краткий пересказ новости с дополнительными деталями, “тело” – вся остальная информация, которой располагает информационщик, отвечающая на вопросы где? когда? как?
“Вершина” пирамиды – самая узкая, неважная часть – это бэкграунд, то есть некая предыстория, контекст, известная ранее информация о событии, герое сообщения. Это необязательная часть, то есть порой ее может и не быть. Но бэкграунд даст читателю более полную картину произошедшего.
Новость слагается по принципу “антиистории”, то есть когда читатель узнает финал сначала.
Новость не требует четкой хронологической последовательности событий. Автору необходимо распределить информацию по блокам – от главного к неглавному.
КАК ПРИДУМАТЬ ЗАГОЛОВОК
Заголовок – это главная обобщенная мысль вашего произведения. Его цель – заинтересовать читателя.
Заголовок имеет несколько видов. Самый распространенный в новостной среде – заголовок, представляющий собой полное законченное предложение. Например, “Молодых профлидеров научат защищать свои права”, “Профсоюз добился повышения зарплаты”. Зачастую такой заголовок “держится” на глаголе. Глагол – это действие, драйвер, который придает предложению динамики, а чем динамичней заголовок, тем бОльшее количество внимания он привлечет.
Другой вид – номинативный заголовок. Это неполное предложение. Например, “Итоги акции “Профсоюз 3D” (о прошедшем одноименном мероприятии), “О зарплате сегодня и завтра” (профсоюз культуры пытается добиться повышения зарплаты), “Детский отдых с профсоюзом” (о возможности для членов профсоюза получить путевку в оздоровительный лагерь для своих детей).
Игра с заголовком – еще один важный момент. Игровой заголовок призван вызвать эмоциональную реакцию у читателя. Часто они представляют собой переделанные строки из известных афоризмов, песен, пословиц и поговорок.
Совет: напишите несколько вариантов заголовков для вашего сообщения. Это не только поможет вам выбрать наиболее подходящий, но натренирует ваши журналистские навыки.
КАК ПИСАТЬ ИМЕНА И НАИМЕНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Если мы говорим об именах людей, то в этом случае мы всегда пишем только имя и фамилию без отчества. В информационном сообщении следует дать имя действующего лица перед его должностью, особенно если вторая слишком объемная.
Названия организаций пишутся с заглавной буквы, некоторые – в кавычках.
Совет: расшифровывайте аббревиатуры. Ваше сообщение должно быть максимально понятным для читателей. Можно указать первый раз полное наименование, а если название повторяется далее – то использовать уже аббревиатуру.
ГДЕ РАЗМЕЩАТЬ
Площадок для размещения сегодня в избытке. Практически каждая профорганизация имеет сегодня профсоюзный стенд, на котором должна обновляться информация. Новостные сообщения станут хорошим дополнением к ней. Однако не забывайте своевременно менять новости на новые, поскольку новость – продукт скоропортящийся, она быстро теряет свою актуальность.
Еще один вариант – сайт. Сайт в некотором смысле придает статус организации. Если у вашей профорганизации имеется сайт, наполняйте его как можно чаще. Не забывайте про иллюстрации и указывайте источники.
Социальные сети – быстрый, удобный, наглядный инструмент для публикации ваших новостей. Есть у них еще и такое преимущество, как бесплатность. Создать аккаунт или сообщество в “Одноклассниках” или во “ВКонтакте” – выбирать вам. К тому же некоторые социальные сети, например, тот же “ВКонтакте”, предлагают сегодня россыпь инструментов, чтобы сделать ваши публикации более интересными и яркими: “Истории”, “Баннеры”, “Статьи” и т.д. Главное начать!
НУЖНА ЛИ ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Обязательно иллюстрируйте свое сообщение фотографией или картинкой. Если вы берете фотографию другого автора – подписывайте авторство.
ЧТО ПОЧИТАТЬ
Больше информации о том, как писать новостные материалы, можно найти в учебниках, самоучителях, просто набрав “как писать хорошо” в интернете. Можно прочитать о том, как структурировать тексты правильно, как подбирать заголовки и работать с цитатами и источниками.
Современные интернет-издания также охотно делятся информацией о том, какими инструментами и фишками пользуются их специалисты. Загляните на сайты информационных агентств и других СМИ.
Ну и последний совет – читайте! Читайте как можно больше как средств массовой информации, так и книг. Чтение не только “душу просвещает”, но и “воспитывает голову”, делает строй мысли более четким и структурированным.
Ах, да, вдохновение здесь вообще ни при чем. Четкий инструментарий и “набитая рука” сделают больше любого вдохновения.
Яна АРДОВА, “Солидарность. Красноярский выпуск”