Многие из нас любят бывать в театре. Наблюдая за игрой актеров и событиями, разворачивающимися на сцене, мы и не задумываемся, сколько труда вкладывают работники театра, чтобы зрители смогли увидеть конечный результат. Тем не менее создание искусства – это тоже работа, которая требует определенного регламента.
Светлана Александровна имеет большой опыт профсоюзной деятельности. Она занимала должность председателя первички в течение 12 лет. Три года назад на этом посту ее сменила актриса театра Наталья Новоселова. Как признается сама Светлана Александровна, в 2007 году, перед вступлением в новую для себя должность, она и не думала, что профсоюз затянет ее так надолго. Тем не менее, нынешний коллективный договор стал для нее уже пятым. Первый был заключен еще в 2010 году. Большим подспорьем в профсоюзной работе для Светланы Александровны стало ее образование. Она не только выпускница Красноярского института искусств, но и обладательница диплома юриста.
– Светлана Александровна, расскажите, пожалуйста, как вы начали свой профсоюзный путь?

– Я устроилась в театр в 20 лет. С тех пор я работаю актрисой. Мой трудовой стаж составляет 23 года. Однако же в моей семье все имеют какое-либо базовое образование. Родители сказали мне, что мое образование недостаточно серьезно, поэтому в 2004 году я закончила юридический факультет по гражданско-правовому профилю. Я благодарна родителям за это, ведь юридическое образование мне очень помогает в работе и по жизни. Как юрист, я специализируюсь на трудовом праве. Председателем первичной профсоюзной организации я стала в 2007 году. На тот момент я ждала ребенка и не думала, что надолго останусь в этой должности, но профсоюзная работа меня заинтересовала. Председатель профкома – это настоящий общественник, можно сказать, “с благотворительным взносом”, так как он отдает этому делу много личных ресурсов. Либо ты готов к работе на общество, либо нет. Когда я вступила в должность, в театре было очень мало членов профсоюза. Сейчас же в первичной организации состоят более 70 человек. В настоящий момент я работаю уже на благо Красноярского края и являюсь членом президиума крайкома профсоюза работников культуры.
– Насколько новый коллективный договор отличается от предыдущего? Какова была ваша роль при его создании?
– Я помогала в процессе создания этого документа, входила в состав комиссии, так как имею опыт в этом деле. Нынешний коллективный договор стал для меня пятым. Наше законодательство довольно часто меняется, поэтому такие документы необходимо постоянно обновлять и дополнять. Действующий колдоговор – это очень большой и объемный документ, он включает в себя более 120 страниц. У нас очень специфичная работа. Её нельзя сравнить, например, с работой в магазине, где предусмотрены чёткие часы работы. Помимо этого, сам театр состоит из людей различных профессий. У нас есть основной персонал, администрация, множество людей, которые непосредственно создают спектакль. У всех графики очень разные, они могут просто не совпадать по времени. Тем не менее, мы должны понимать, кто и когда приходит, когда уходит, какие должностные обязанности у человека. На самом деле, функционирование театра требует очень чётко прописанного регламента. У нас есть пяти- и шестидневка, графики сменности – всё это в театре существует, в связи с этим требуется прописывать это более чётко и подробно. Коллективный договор является единым документом, которым мы руководствуются при работе, его действие распространяется как на работника, так и на работодателя.

– Как выстраивалась работа над коллективным договором?
– Работа над коллективным договором начинается задолго до начала его обсуждения и непосредственного формирования. В любом профкоме при создании колдоговора назначаются люди, которые идут по цехам, руководителям, общаются с работниками, чтобы собрать всю имеющуюся на сегодняшний день информацию, иными словами, подготовить список вопросов, которые волнуют коллектив. После этого создаётся приказ с перечислением людей, которые входят в комиссию по работе над новым коллективным договором. Помимо них всегда задействуются узкие специалисты. Например, часто требуется консультация экономистов, инженеров по охране труда и других специалистов, которые в своей профессиональной сфере соприкасаются с отдельными составляющими нашей работы. Мы приглашаем их для консультации во время составления определённых глав.
Далее происходит согласование с администрацией, мы узнаем, как смотрит на те или иные пункты работодатель. Хочется отметить, что многие предложения исходили непосредственно от руководства нашего театра. Были внесены положительные изменения, касающиеся отдыха и материальных выплат, например, по случаю рождения ребенка и заключения брака. Финансовая помощь для работников была значительно увеличена.

Некоторые работодатели убеждены в том, что коллективный договор может ухудшить ситуацию в организации. Колдоговор воспринимается ими как карательная мера, своеобразный дамоклов меч. На самом же деле этот документ наводит порядок в делах организации. В нём прописаны как права, так и обязанности сторон. На основе этого документы можно регламентировать всю работу учреждения. Если колдоговор составлен грамотно, то он будет удобен для обеих сторон. За то время, что в театре существует коллективный договор, у нас не было ни одного трудового спора, который вышел бы за рамки учреждения и перешел в судебную область. Грамотные руководители, как директор нашего театра Наталья Георгиевна Кочорашвили, понимают это. Каждый работник при приеме на работу знакомится с коллективным договором, так как в нем содержатся абсолютно все пункты, касающиеся трудовых отношений. Это очень подробный документ, который помогает упорядочить работу в театре.
– Какую помощь при создании коллективного договора оказывал театру крайком?
– Так как это далеко не первый наш коллективный договор, мы с председателем крайкома Оксаной Алексеевной Гаговской имеем годами отлаженную работу. Она лично принимает участие в переговорном процессе. Краевая организация является третьей стороной, которая принимает участие в подписании колдоговора. Каждый раз мы отправляем проект коллективного договора в электронном виде в крайком, где документ просматривается вплоть до каждой буквы и запятой. Специалисты вносят свои замечания и предложения на основе действующего законодательства. Только после этого мы можем формировать окончательный вариант. Когда возникают сложные моменты, которые необходимо обсудить, Оксана Алексеевна всегда дает ответ, который верен как с юридической точки зрения, так и с практической, так как она имеет большой опыт в сфере культуры.

– Легко ли было совмещать такую серьезную и объемную работу по составлению коллективного договора и свою основную профессию?
– Нет, это нелегко. Хоть у меня и есть юридическое образование, однако же, всю жизнь я проработала актрисой в театре. Нужно понимать, что такое совмещение подразумевает постоянное переключение между двумя совершенно разными плоскостями. Это возможно только благодаря опыту и безусловной поддержке. Работа над документом велась совместно со Светланой Валерьевной Чураковой, заместителем директора по управлению персоналом. Это человек, который точно знает и понимает, куда нужно двигаться при составлении коллективного договора. Невозможно составить этот документ полностью самостоятельно, всегда необходима помощь.
– Есть ли в коллективном договоре Театра юного зрителя пункты, которые распространялись бы только на членов профсоюза?
– Нет, таких пунктов нет. Мы выступаем инициатором заключения коллективного договора, тем самым мы представляем интересы всех работников. Мы не разграничиваем людей по принципу, является ли человек членом профсоюза или нет. Я считаю, что вступать в какую-либо организацию нужно глубоко понимая, для чего ты это делаешь. Зачастую люди, которые выступают против профсоюза, в конце концов, обращаются за помощью и становятся членами первички.
– Интересное наблюдение. На ваш взгляд, с чем это связано?
– Я думаю, что все дело в человеческой психологии. Порой люди думают, что смогут самостоятельно справиться с любыми проблемами и надеются только на себя, но в итоге приходят к тому, что им все же хотелось бы получить поддержку и помощь со стороны.
– Интересуетесь ли вы опытом своих коллег?
– Да, я слежу за ситуацией в крае. Я смотрела коллективные договоры других организаций, в них можно встретить интересные идеи. Некоторые учреждения культуры края еще только идут к практике заключения колдоговоров. Мы надеемся, что и наш коллективный договор послужит примером для других организаций, ведь это очень масштабный документ, который создавался теми, кто был заинтересован в конечном результате. Председатели других первичных организаций также являются артистами, поэтому мы лично знакомы и плотно общаемся в обычной жизни. Мы встречаемся с коллегами в рамках пленумов крайкома, делимся своим опытом, стараемся объяснить интересующие моменты. Интересно наблюдать за профсоюзным движением внутри страны, а также опытом коллег из других стран. Например, в Америке от того, является ли актер членом профсоюза, может зависеть его участие в фильме. Еще мне понравилась практика, которая была инициирована профсоюзами во Франции. Существует соглашение, согласно которому работники имеют полное право не отвечать на звонки во внерабочее время.
– Могли бы вы дать пару советов тем, кто только планирует приступить к работе по заключению коллективного договора?
– Одну из важнейших ролей в этом деле играет подготовительная часть. К моменту начала переговоров необходимо иметь достаточное количество наработок. Это могут быть черновики, содержащие в себе пункты, которые обязательно должны войти в новый колдоговор. В течение трех лет после подписания нового документа работа не должна останавливаться. Первичке, и во многом самому председателю, важно обеспечивать непрерывность этого процесса: встречаться с работниками, отмечать их жалобы и предложения, которые могли бы повлиять на содержание нового коллективного договора. Нельзя просто взять и враз заключить коллективный договор. Если подойти к этому делу формально, то получится “пустой” документ, который ничего не дает и ничего не решает.
Еще один совет – набраться терпения. Необходимо быть спокойным и уверенным в том, что вы хотите достичь. Важно определить для себя конечную цель и крайнюю дату для заключения коллективного договора, и, исходя из этого, выстраивать дальнейший план. Также следует наладить надежные рабочие отношения внутри учреждения. Для этого председателю важно зарекомендовать себя как компетентного и грамотного человека, разбирающегося в сути любого вопроса. Многое зависит от личности людей, которые занимаются переговорным процессом. Если они подходят к этому делу формально, то и получится формальный документ. Если же человек хочет создать что-то новое, то у него это обязательно получится.

Не первый раз отмечаю неформальность и содержательность документа. В нем широко представлены гарантии и льготы, предоставляемые работникам, несмотря на то, что учреждение государственное, автономного типа. Впервые в документ включена гарантия оплаты артистам, которые не заняты в спектаклях. Радует, что руководство театра и специалисты, как и в прошлый раз, ответственно отнеслись к коллективному договору. Если бы такое понимание значимости документа было во всех учреждениях, полагаю, конфликтов и вопросов было бы меньше.

Совместно с профсоюзной организацией мы постарались прописать сложные процессы понятным и доступным языком. Итоговый документ получился немаленьким, но в то же время очень подробным. Мы включили в него новые для нас направления, например, осуществление дистанционной и смешанной форм работы. Были актуализированы все нормы выдачи спецодежды, предоставления длительных отпусков для инвалидов, дополнительных льгот для семейных пар и другие важные пункты.
У нас не возникало трудностей во время переговорного процесса. Чаще всего решались вопросы не самого факта предоставления льгот, а вопросы, касающиеся правоприменительной практики. То есть мы смотрели, как правильно выделить материальную помощь, разрабатывали критерии предоставления путевок. Учитывалась специфика нашей работы, все процессы вплоть до встречи гостей театра. Мы постарались сделать их понятными и прозрачными для работников. В результате получился документ, за который нам не стыдно.
В целом у нас складываются продуктивные отношения с профкомом. Я и сама являюсь членом профсоюзной организации. Мы с руководством театра смотрим в одном направлении и имеем общие цели – создание комфортных и безопасных условий труда.
Екатерина СТОЯКИНА, “Солидарность. Красноярский выпуск” №34-2022
Фото: Фрол Подлесный