Лекарство от бездействия

Практика взаимодействия соцпартнеров

На протяжении марта профсоюзы края подводили итоги социального партнерства за 2020 год. По инициативе ФПКК вопрос состояния соцпартнерства в Ужурском районе рассмотрели на краевой трехсторонней комиссии, затем на Совете ФПКК заслушали итоги колдоговорной кампании за 2020, после на совещании с главами муниципальных образований говорили о роли социального диалога на территориальном уровне. Партнеры констатировали: если на краевом уровне соцпартнерство развивается и дает результаты, то в муниципальных образованиях есть место пробуксовке. Как решается эта проблема, читайте в нашем материале.

УЖУР ИДЕТ НА ДИАЛОГ

11 марта социальные партнеры – профсоюзы, власть и работодатели – собрались на первое очное в 2021 году заседание Краевой трехсторонней комиссии. Один из вопросов, который, к слову, инициировали профсоюзы, было развитие социального партнерства в Ужурском районе Красноярского края. Первой выступила заместитель председателя Федерации профсоюзов Красноярского края Лариса Соловьян. Она представила полную картину состояния социального партнерства в крае и отметила, что система социального партнерства в крае работает эффективно и имеет хорошие перспективы. Однако говорить, что структура и содержание социального партнерства полностью отработаны и дают стопроцентный результат, преждевременно.

Лариса Соловьян

Ее мысль подтверждают цифры. Из 37 территориальных трехсторонних соглашений у 14 закончился срок действия, а новые не были заключены из-за введения ограничительных мер и удалённой работы.

В муниципальных образованиях сформированы 43 территориальные трехсторонние комиссии. Однако в прошлом году 28 из них не проводили заседания.

Причинами тому профсоюзы видят безынициативность сторон и ограничения из-за коронавируса.

«Чтобы полноценно решить нашу общую задачу, мы должны сформировать координационные советы организаций профсоюзов, территориальные объединения работодателей во всех городских округах и муниципальных районах края. Федерация профсоюзов края берет на себя обязательство там, где присутствуют профсоюзные организации создать орган, уполномоченный от имени работников заключать территориальное трехстороннее соглашение. Надеемся, что и союзы работодателей также создадут свои представительства», – отметила зампредседателя.

Профсоюзы предложили главам городских округов и муниципальных округов и районов края взять под личный контроль развитие социального партнерства на территориальном уровне, а также обеспечить координацию работы по формированию территориальных трехсторонних комиссий, заключению территориальных и отраслевых соглашений.

Как выстроена система социального партнерства в Ужурском районе, рассказала заместитель главы района Виктория Богданова. По ее информации, в районе сформирована и действует территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Работает координационный совет организаций профсоюзов.

Действует территориальное Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений. Оно направлено на поддержание социальной стабильности на территории района, повышение уровня жизни работников, установление минимального уровня гарантий работникам организаций, повышение уровня занятости населения района, обеспечение условий стабильного осуществления предпринимательской деятельности.

В 2020 году в соответствии с утвержденным планом работы социальные партнеры встречались дважды. Рассмотрели вопросы о расследовании несчастного случая со смертельным исходом в результате дорожно-транспортного происшествия с работниками АО «Солгон», о трудоустройстве инвалидов, о состоянии условий и охраны труда на предприятиях района, о занятости населения, а также составили план работы комиссии на 2021 год.

По словам замглавы района, организации района регулярно участвуют в краевом смотре-конкурсе «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства» (исключение составил 2020 год). Например, в 2017 году в номинации «Организация Красноярского края высокой социальной эффективности и лучших достижений в сфере развития социального партнерства» среди организаций агропромышленного комплекса 2 место заняло АО «Солгон», в 2019 году АО «Солгон» в этой же номинации получило 1 место.

Богданова выразила сожаление, что в конкурсе мало участвуют организации, где есть первичные профсоюзные организации.

В районе заключено одно территориальное отраслевое соглашение между МКУ «Управление образования администрации Ужурского района» и Ужурской районной организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2019-2021 годы.

Администрация района регистрирует коллективные договоры, которые заключаются на территории района. При этом проводит экспертизу документов на наличие пунктов, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством.

В районе зарегистрировано 187 организаций юридических лиц и 381 индивидуальный предприниматель. На крупных и средних предприятиях района трудится 8 212 человек. На февраль 2021 года зарегистрировано 42 коллективных договора. Численность работников, охваченных коллективными договорами, составляет 4 981 человек, или 60,6% к средней численности работающих. Долгов по заработной плате в районе нет.

По оценке муниципалитета, больше всего заинтересованы в заключении коллективных договоров организации муниципальной формы собственности. Частные предприятия игнорируют вопрос. «Мы неоднократно направляли письма с разъяснением роли коллективных договоров, поскольку данный локальный нормативный акт полезен как для работников, так и работодателя», – подчеркнула Виктория Богданова.

Муниципальные власти постоянно контролируют, как исполняются обязательства коллективного договора в организациях, и фиксируют нарушения. Как правило, они касаются исполнения работодателями обязанностей по заработной плате и обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Выявленные нарушения исправляются в кротчайшие сроки по мере возможности их исполнения, заверила замглавы района.

Члены Краевой трехсторонней комиссии постановили продолжить практику выездов рабочей группы для участия в заседаниях территориальных трехсторонних комиссий и оказывать своевременную помощь при сбоях в работе соцпартнеров. Главам муниципальных образований поручено оказывать содействие в формировании сторон социального партнерства и территориальных трехсторонних комиссий.

Что в итоге. Подготовлено совместное официальное обращение к главам муниципалитетов с поручением «активизировать работу в данной сфере, обеспечив активное участие сторон по инициированию создания системы социального партнерства на уровне муниципальных образований, направлять усилия на повышение благосостояния работников и их семей, создание безопасных условий труда и сохранение социальных гарантий работающих граждан, максимально используя возможности формата трехсторонних взаимоотношений».

СИЛА ТРЕХ

В продолжение темы развития социального партнерства 25 марта состоялось совещание с участием представителей муниципальных образований Красноярского края. В зале заседаний Федерации профсоюзов Красноярского края встретились также три стороны – профсоюзы, власть и работодатели. На видеосвязи – руководители муниципальных образований края и члены трехсторонних комиссий из 55 районов.

Марина Лейман

Открыла совещание Марина Лейман, заместитель министра экономики и регионального развития края. Она подчеркнула значимую роль института социального партнерства на уровнях государственной власти и органов местного самоуправления.

«Важность этого направления была обозначена губернатором Красноярского края Александром Уссом в декабре 2019 года. Он поставил задачу главам в территориях – активно сотрудничать с профсоюзами и развивать социальный диалог», – напомнила коллегам замминистра.

После выступила заместитель председателя ФПКК Лариса Соловьян. Она в очередной раз напомнила присутствующим, что социальное партнерство – это «единственный работоспособный и конструктивный механизм для решения трудовых конфликтов, который эффективно используется во всем цивилизованном мире». Лариса Соловьян процитировала президента РФ Владимира Путина, который сказал, что «без партнерских отношений не может быть сильного государства и благополучного общества. Здесь нужен диалог на равных всех сторон социального партнерства». После добавила, что «это важная, в том числе стратегическая, задача».

В то же время, существующая система соцпартнерства не лишена изъянов. По словам представителя профсоюзов, существует немало слабых и не отрегулированных моментов, например, низкая степень социальной ответственности работодателей, неэффективность работы государственных структур, безынициативность и слабость солидарности профсоюзного актива.

Мешает развивать диалог и такая проблема, как давление работодателей на работников – членов профсоюзов, что приводит к сокращению профсоюзных рядов и ликвидации первичных профсоюзных организаций. «Мы считаем это недопустимым», – подчеркнула зампредседателя ФПКК.

Тем не менее, в крае есть несколько территорий, где опыт взаимодействия сторон успешен. Это Абанский, Канский, Каратузский, Иланский, Шарыповский районы, города Шарыпово, Сосновоборск, Железногорск, Зеленогорск. Как заметила Лариса Соловьян, опыт этих территорий может стать хорошим ориентиром по выстраиванию социального партнерства на муниципальном уровне.

 «Хочу обратиться к представителям профсоюзной стороны, чтобы вы вышли с инициативой к сторонам социального партнерства о начале переговоров по заключению новых территориальных трех сторонних соглашений. А мы готовы оказать любую помощь на любом этапе по созданию комиссий и заключению соглашений», – заключила Лариса Соловьян.

Сторону работодателей на совещании представил Александр Лыткин, исполнительный директор

Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края. Он обозначил сложности, с которыми столкнулись предприятия в регионе в период ограничений, и отметил, что только в рамках сотрудничества всех сторон можно их преодолеть.

«Пандемия сильно ударила по экономике, выросла безработица, упали доходы предприятий, все это усугубляет положение экономики края. Отмечу, что правительством были предприняты беспрецедентные меры по недопущению развала наших предприятий и сохранению трудовых коллективов. Этот пример – результат того социального диалога, который мы выстраиваем на протяжении многих лет», – считает Александр Лыткин.

Он также подчеркнул, что сегодня в крае 51 муниципальное образование имеет свою программу экономического развития. И без совместного взаимодействия власти, бизнеса и общества выполнить эти планы будет невозможно.

Что в итоге. Партнеры подготовили рекомендации главам муниципальных и городских образований и округов:

– взять под личный контроль развитие социального партнерства на территориальном уровне;

– определить ответственных за направление одного из заместителей;  

– инициировать и способствовать формированию сторон социального партнерства на территориальном уровне, активизировать их работу, направленную на взаимодействие по вопросам социально-трудовых отношений;

– обеспечить координацию работы по формированию территориальных трехсторонних комиссий, заключению территориальных трехсторонних, отраслевых и иных соглашений;

– размещать информацию о социальном партнерстве на официальных сайтах муниципальных образований;

– руководствоваться рекомендациями краевой трехсторонней комиссии и быть готовыми к обмену опытом по социальному партнерству в рамках заседаний комиссий;

– принять участие в краевом смотре-конкурсе «За высокую социальную активность и развитие социального партнерства», информировать руководителей организаций о конкурсе.

ДОГОВОР ДОРОЖЕ УГОВОРА

Другой показатель развития социального партнерства – наличие заключенных соглашений и коллективных договоров, действующих в регионе. Какова ситуация на этом уровне партнерства, доложила на заседании Совета ФПКК 25 марта заместитель заведующего отдела социально-трудовых отношений ФПКК Инга Самсонюк.

Инга Самсонюк

По состоянию на 31 декабря 2020 года, на территории Красноярского края действовало 124 соглашения, из них: региональных трехсторонних соглашений – 1; территориальных трехсторонних – 37; отраслевых соглашений, заключённых на региональном уровне – 13; отраслевых соглашений, заключённых на территориальном уровне – 60; иных – 13.

По сравнению с предыдущим годом произошло уменьшение количества соглашений. Закончился срок их действия. Новые соглашения не заключались, в том числе, из-за ограничительных мер по коронавирусной инфекции.

Ряд соглашений заключены Федерацией профсоюзов Красноярского края. Так главный документ социального диалога в регионе – краевое трёхстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений.

В период пандемии особо пострадали от введения режима самоизоляции отрасли образования, торговли, общественного питания, культуры и спорта. В этих непростых условиях важную роль сыграли отраслевые соглашения, заключенные на региональном уровне. Например, в соглашение отрасли образования удалось внести положение, по которому учителя в период подготовки учеников к ЕГЭ и ГИА освобождаются от основной работы с сохранением заработной платы.

Вместе с тем руководители членских организаций сталкивались с новыми вызовами при заключении отраслевых региональных соглашений. Так, с 2020 года утратило своё действие краевое отраслевое соглашение по дорожному хозяйству между отраслевым профсоюзом и отраслевым министерством как работодателем в связи с тем, что государственные предприятия края в сфере дорожной отрасли были реорганизованы в акционерные общества, и 100% акций перешли в собственность Правительства края. В результате министерство перестало выступать стороной социального партнёрства в качестве представителя работодателей.

Аналогичная ситуация складывается в сфере воздушного транспорта. Также в ближайшие годы будут реорганизованы предприятия автомобильного пассажирского транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.

По количеству коллективных договоров профсоюзы также фиксируют снижение. По состоянию на 31 декабря 2020 года в регионе их насчитывалось 2 211 (против 2 385 в 2019 году). Падение связано с ликвидацией предприятий, а также с введением ограничительных мер.

Охват организаций, имеющих первичные профсоюзные организации, коллективными договорами тоже снизился и составил 95,7% (в 2019 году – 96,5%). В то же время увеличилось количество организаций, не имеющих коллективный договор – 4,3% (в 2019 г. – 3,5%).

По-прежнему наибольший охват коллективно-договорным регулированием отмечен в отраслях здравоохранения, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, связи, водного транспорта и угольной промышленности, строительства, электроэнергетики и металлургии.

Специалист ФПКК отметила, что основными приоритетами в ходе колдоговорной кампании 2020 года при заключении коллективных договоров стали: потребности работников, максимальная конкретизация обязательств и ответственность сторон, увеличение объемов гарантий и компенсаций членам профсоюзов, а также их выполнение.

Отдельно Инга Самсонюк коснулась льгот и преимуществ, закрепленных для работников в колдоговорах. Отмечено, что, как и в предыдущие годы, их количество напрямую зависит от финансово-экономического положения организации. Так, в организациях внебюджетного сектора экономики наибольшее количество социальных гарантий установлено в «ВостокСибпромтранс», «РУСАЛ-Красноярск», «Красноярский завод синтетического каучука», предприятиях энергетики.

Некоторым профсоюзным организациям удается закреплять в колдоговорах преференции только для членов профсоюзов, что напрямую влияет на мотивацию профсоюзного членства. Показателен пример отраслей здравоохранения, жизнеобеспечения, электроэнергетики.

При этом есть и такие соглашения и коллективные договоры, которые напрямую дублируют нормы права – не содержат дополнительных льгот и гарантий для работников. Кроме того, заключенные коллективные договоры не всегда направляются на регистрацию в уполномоченный орган по труду. Такой низкий процент регистрации отмечен в организациях общественного питания, оптовой и розничной торговли.

«Тормозом» для развития социального партнёрства, исходя из информации специалиста ФПКК, служат малочисленность первичных профсоюзных организаций, отсутствие отраслевых тарифных соглашений, не вхождение работодателей в существующие в крае объединения работодателей.

Что в итоге. Совет ФПКК постановил членским организация краевого объединения профсоюзов продолжить работу по повышению качества соглашений и коллективных договоров, не допускать снижения социальных гарантий работникам.

Подготовила Анна ПАВЛОВА

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края